Госпиталь Святого Креста и Святого Павла (Hospital de la Santa Creu i Sant Pau)

Госпиталь представляет собой комплекс зданий площадью 9 стандартных кварталов барселонского района Eixample (3*3). И если непосредственно прием больных ведется в новых зданиях на севере, то архитектурный интерес представляют здания, построенные по проекту архитектора Луиса Домèнека-и-Монтанера (и достроенные его сыном), которые вместе с другой его постройкой (Дворцом каталонской музыки) были отнесены к списку Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.


Сейчас в этой части госпиталя проводятся реставрационные работы, и легальное посещение комплекса построек возможно только вместе с часовой экскурсией, с 10 до 14 (экскурсии на английском – каждое начало часа, стоимость – 10 евро, для покупателей справочника Ruta Modernista – 5 евро). Место активно пиарится информационным центром барселонского модерна, который на территории госпиталя имеет один из офисов. Поводов пойти с экскурсией можно сходу насчитать три:

  • нелегально далеко не уйдешь, потому что большинство помещений – на замке,
  • есть специальная музейная экспозиция в подземных коридорах,
  • рассказ гида достаточно интересный включает то, что не прочтешь на стендах музея.

Avenida Gaudí

Ближайшая южной стороне госпиталя станция метро – одноименная (Sant Pau/Dos de Maig), но советуют выйти на предыдущей (Sagrada Familia) и дойти до госпиталя по авеню Гауди́.
Непосредственню авеню пересекается 3 перекрестками, которые нужно переходить по стандартным светофорам площадей Eixample (сначала – один, потом – второй), и вид на Sagrada Familia достаточно быстро пропадает.

Днем и вечером, а еще и летом, может быть, там много чего интересного, но с утра – мало.

Вывеска в стиле тренкадис из осколков плитки, которым часто пользовался Гауди́

История возникновения

В XIX веке Барселона активно расширялась, была начата застройка района Эшампле (Eixample). Существовавший в пределах городской черты госпиталь Святого Креста не выдерживал всех желающих еще и потому, что Барселона была очень эпидемиологическим городом – водопровода не было, влажность на узких улицах Готического квартала – большая; всё это давало возможность распространения инфекциям.
В конце XIX века умирает банкир Пау Жиль, который завещает на свое наследство построить госпиталь в Барселоне и назвать его именем Святого Павла. Было принято решение строить совмещенный госпиталь Святого Креста и Святого Павла на необжитых тогда территориях севера Eixample.
Символы покровителей видны повсюду: крест, полосы с флага Каталонии и буквы P и G, символизирующие Pau Gil.

И не только в глазури – но и в кирпиче.

Проект строительства

В качестве архитектора был выбран Луис Домèнек-и-Монтанер (каталонцы произносят “Мунтанер”), который уже имел опыт строительства психиатрической больницы и к проектированию здания подошел очень дотошно.
Было запланировано строительство “города в городе” – самодостаточного комплекса зданий, который может существовать без связи с Барселоной.
В первоначальный проект было заложено достаточно много символизма: весь комплекс зданий выполнен в форме креста, который делит территорию на 4 части. Левая – женская, правая – мужская, нижняя – неинфекционная, верхняя – инфекционная.
Первоначальный проект, подписанный Домèнеком-и-Монтанером

На этом символизм не заканчивается. Все здания выполнены отдельно стоящими и ориентированными на юг, чтобы в них проникал наибольший объем солнечного света. Больные по проекту могли перемещаться только “по верху”, всё незаразное – через систему подземных каналов между зданиями. Это похоже на живой организм, где артерии и вены соседствуют, артерии несут чистую, свежую кровь, а вены – отработанную обратно к сердцу.
Проект подземных путей в музее, расположенном в этих подземных путях

Правда, практика показала, что людям такая задумка показалась неудобной, и они не стали постоянно возить тележки через подземелья на лифте в помещения.

Домèнек-и-Монтанер своей задачей как архитектора видел как только можно способствовать скорейшему выздоровлению пациентов, и на это в госпитале было направлено всё. Про солнечный свет и максимальное естественное освещение я уже написал. Максимально используемый цвет – зеленый, цвет природы, который успокаивает при взгляде на него. При этом в отделке помещений – не использовать стандартные прямоугольные шаблоны, чтобы стимулировать работу мозга при этом.
Предпочтительные элементы – цветочки и растительные орнаменты.

В оформлении комплекса – также должно быть много зелени. Съемка сделана зимой, но зелени всё равно немало.

В те времена люди слабо верили в возможности врачей, они обвиняли их в случае каких-то болезней и неудач, а если излечивались – благодарили за это святых. В связи с такой набожностью женским корпусам были присвоены различные имена Девы Марии, мужским – различных святых, в оформлении широко использовались статуи ангелов, которым можно помолиться, не выходя в город.
Правда, если по женской статуе Дева Мария угадывается хорошо…

то по мужским статуям – этого не скажешь

Ну а если этого мало – своей главной, южной стороной госпиталь обращен на строящийся (через 100 лет и по сей день) Искупительный храм Святого Семейства. Если сейчас со стороны через главный вход он виден достаточно плохо (полным ходом идет ремонт), то 100 лет назад ничего кроме храма в панораме не было (а из текущих 8 башен храма видны строящимися только 2).

Имена лучших врачей госпиталя с самого начала были закреплены в плитке на фасаде центрального здания операционной (чтобы у них был стимул работать и попасть на “доску почета”).

История строительства

В своей дотошности и избытке деталей интерьера Домèнек-и-Монтанер растратил все имевшиеся на строительство средства до окончания строительства и был отстранен от работ.
Надо сказать, что сотрудник информационного центра каталонского модерна (который продал мне билеты) за и не любит произведения Домèнека-и-Монтанера, потому что они чрезвычайно без особого на то смысла перегружены деталями (но – народу нравится, и теперь они – во Всемирном наследии).

Оставшиеся павильоны, когда появились деньги нового мецената, достраивал его сын (Пере Домèнек-и-Роура). Соответственно, вместо P и G рядом с крестом и каталонскими полосками красуются уже другие буквы (здесь – буква М).

Это здание также было построено “при сыне”.

Самые дальние от центрального входа, северные корпуса так и не были никогда построены. Сейчас в госпитале активно идут реставрационные работы, на экскурсию приходится ходить в жилете и каске, а на башне административного корпуса можно видеть не только часы и ангелов, но и работяг.

Изначально комплекс предназначался для Средиземногоморского союза, но после обострения конфликта в Сирии его судьба осталась подвешенной. После усиления кризиса и Испанское правительство, и Каталония, и Барселонские власти устранились от финансирования реставрации, и в результате остался один Европейский Союз (гид, говоря эту информацию, не скрывал, что по сути – это Германия), который и будет использовать здание в своих целях.

Детали

Для обогрева помещений в холодное время использовались такие батареи в форме прямоугольного-квадратного параллелепипеда.

А летом эти же батареи, отключенные, декорировались зеленью

Сейчас батареи можно встретить в музее в подземных ходах. Они, кстати, напоминают кварталы Eixample – такие же квадратные и со скошенными углами

А корпус с фотографияй выше сейчас используется как конференц-зал (обратите внимание на колонки). Также можно обратить внимание на буквы в оформлении: если раньше была G, то сейчас – R.

Церковь

Последним пунктом экскурсии была прибольничная церковь (надо думать, в ней отпевали всех умерших, а также проводились все службы для заразных больных).
В церкви достаточно интересные витражи (здесь – символизирующие апостолов)

Различные библейские картины

В том числе с указаниями в плитке (по векам?)

В оформлении также используются символы апостолов, например, бык – самое “темное” животное, по сравнению с которым лев – уже более способный духом, но еще не способный интеллектом к тому, чтобы понять мысль Божью (с намеком, что церковь поможет дойти до человечного состояния)

Правда, это лишь малая часть того, что можно наблюдать в главном (административном) здании, если посмотреть в каталонскую Википедию, так что несмотря на то, что я не жалею о своем визите и на перечисленные мной ранее 3 причины этого визита, с ним стоит повременить до того, как откроют главное здание, а сделать это планируют к концу 2013 года.

Оставить комментарий

Войти с помощью: