Гоа. Автомобили и дорожное движение

Практически сразу после приезда стало понятно, что скутер – это не тот вид транспорта, который позволит оперативно перемещаться, и на повестку встал вопрос с автомобилем.
1 день у нас был внедорожник Toyota Qualis, 8 дней – малышка Suziki Maruti Alto (0,7 л, 50 л.с.) в простенькой комплектации, но с кондиционером (видимо, без них в Индии никак).

На приборной панели Alto нет тахометра, двигать зеркала приходится руками.

Левостороннее движение особых проблем не доставило – перестраиваешься быстро. Секундные тупняки возникают на перекрестках и многополосных дорогах (при попытке понять, где ехать, слева или справа). И еще несколько раз включал дворники вместо поворотников – но вообще в Индии ими пользуются через раз.
Главная проблема по разбитым дорогам без правил дорожного движения – это страховка. Все арендодатели говорят, что страховка – это фикция, и нужно платить за любое повреждение. По данным одного таксиста, это негласное правило принято либо чтобы лишить себя гемора со страхователями, либо чтобы получить оплату ущерба сразу дважды. Кому верить – непонятно, видимо надо заранее звонить в страховые компании и узнавать правила. Индийцы прогибаются, когда с ними говоришь с позиции силы.
Дороги в Гоа бывают как хорошими, так и плохими. Правило, где встречаются одни, где другие – не было выявлено. Так что готовиться надо к плохим дорогам.
Название National Highway означает лишь то, что дорога иногда бывает широкая. Но иногда и 2 машинам сложно разъехаться. На перекрестках эта дорога вовсе не главная. Там есть и speed breakers (лежачие полицейские), и rumblers (серия маленьких полицейских, дорога с которыми напоминает стиральную доску).
Проще всего описать дорожное движение словами «Москва отдыхает». Культуры вождения ноль. Половина участников движения – это скутерщики, мотоциклисты и велосипедисты, норовящие проскользнуть в любую щель.

Стоянка двухколесной техники в Мапсе

Прерывистую линию между рядами можно увидеть даже на крутом повороте – впрочем ее всё равно никто не соблюдает. На обгон люди идут вне зависимости от дорожной обстановки. Ни разу не видел, чтобы выехавший на встречку вернулся обратно – у индусов в этот момент пути обратно уже нет. Иногда хватает наглости мигнуть дальним, чтобы ты его пропустил со своей полосы (ну как же – он же обгоняет!) Запомнился случай, когда за 5 секунд мне дважды пришлось уходить на обочину от лобового столкновения.
Это значит еще и то, что если ты вылезешь на обгон сам – совсем не факт, что тебе не вылезет в лоб кто-то летящий по встречке.
Скорость движения очень разная – мотоциклисты и скутерщики могут выжимать и 70, автобусы, грузовики и трехколески-авторикши могут тупить 20. Для этого у многих сзади написано “horn ok please”, что означает готовность принимать знаки для обгона. Но на многих узких дорогах для этого просто нет места, если ты на машине. Есть даже специальных дизайн этих знаков. А вот для автомобильных номеров утвержденного дизайна нет – и каждый может изголяться, как хочет. Вариантов видел очень много.
Дорожные знаки более интуитивные, чем в России. Но не подсвечиваются ночью – поэтому пару раз вылетал на дорогу с односторонним движением не в мою сторону.
Интересны также и рекламные щиты безопасного движения, на которых можно встретить
“Drive with care,
Life has no spare”
или


С указателями беда: на каких-то перекрестках они есть, на каких-то – нет. Въезды в город не пишут просто никогда. А зачем – кому надо и так знают, где они! Ориентироваться иногда можно по табличкам Lionsclub, приветствующего при въезде в город. Карты – не помощник. У меня их было 4, и только одна давала точное представление о местности – но это была карта городов и курортов, а не всего штата.
Приходилось пользоваться помощью местных, которые часто вместо «не знаю» указывают неверный путь.
Полицейские не приставали, я обращался за помощью к ним несколько раз.
Светофоров не видел ни разу – их функцию выполняют:

  • rumblers+врожденная индийская наглость (когда поток тормозит перед кучей маленьких полицейских, встречный поток бросается на дорогу),
  • люди с красными и зелеными флажками. Наверное, так дешевле. А может быть еще и безопаснее – потому что людей будут слушаться, а на светофор могут забивать.

Практически все автомобили производятся в Индии и стоят очень дешево. Впрочем, с местными доходами всё равно они – удел богатых.
Самые популярные марки:

  • грузовики – Tata, Swaraj Mazda, Eicher;
  • легковушки – снова Tata, Maruti Suzuki (Swift, Wagon R, Alto, микроавтобусики Omni), Toyota (Qualis, Innova, Camry), Hyundai (Accent, Getz), Honda в партнерстве с Hero (City, Civic, Accord), Mahindra, Ford (Fiesta, которая похожа на наш Focus), Skoda (Octavia),
  • скутеры -Honda Activa,
  • из мотоциклов в глаза бросается Bajaj Pulsar.

Не считая коров, один раз нам полностью перекрыл дорогу большой дядя-грузовик:

Были бы наши строители индусами, у нас были бы гораздо более популярны КрАЗы.

Из маленькой машинки экскаватор в сантиметрах близости кажется особенно большим:

Из-за отсутствия пошлин цены на автомобили весьма дешевые – наша Alto стоит порядка 6 000 $, minivan Innova – 25 000 $.
Самые дорогие автомобили, увиденные в Гоа – Mercedes ML- и S-класса (кузов W220), Porsche Cayenne.
Самая пацанская тачка в Гоа – Maruti Suziki Swift.

Обратите внимание на диски.
На некоторых из них наклейки WRC – не знаю, означает ли это просто понт, или еще и комплектацию Sport. Самые популярные машины у таксистов – WagonR и Omni той же марки.


Один стоп-сигнал отвалился, другой болтается на ниточке. На некоторых грузовиках сзади висят аварийные треугольники, потому что стоп-сигналы не работают.

Оставить комментарий

Войти с помощью: