В Баку я был осенью (по нашим меркам там было еще лето) 2007 года и зимой (зима была настоящая, но об этом в следующей записи). Мне лета было мало, и я ходил по возможности в шортах, а местные радовались спаду жары и ходили уже в длинной одежде.
На фоне здания фонда Гейдара Алиева
В Баку по-настоящему чувствуется, что азербайджанцы – торговый народ. В каждом доме кто-то держит свой магазинчик, а иногда и несколько. Остается только удивляться, как они выживают при таком изобилии.
Как в настоящем Востоке, цены могут назначаться исходя из внешнего вида покупателя, и у палаток напротив друг друга могут отличаться в 2 раза.
Большинство магазинов (в том числе хорошо известный москвичам Ramstore) пустует и обслуживает богатую публику, имея цены в 2-3 раза выше рыночных.
В городе еще больше контраст между богатыми и бедными, чем в Москве. Город активно строился, а дорогие машины мелькают еще чаще, чем в Москве.
Автомобили
При этом почти нет “среднего класса” – машина либо достаточно дорогая, либо старая и/или дешевая. Совсем нет тех марок, что в избытке гоняют по Москве: Ford, Mitsubishi, Honda, Opel, французов, итальянцев… Много Khodro Samand – географически это самый ближайший производитель. Зато нагляден ТагАЗовский обман, из-за которого новый Accent в России назван Verna, а новая Sonata названа NF. Гораздо больше машин белого цвета – что старых, что новых.
Очень уважаемы престижные немцы: Mercedes, BMW, ну и то, что блестит – Infiniti, Lexus…
Дворец Правительства. Из 19 автомобилей на фотографии – 7 Mercedes’ов и 3 Жигулей
Но этому виду осталось недолго жить. Позади уже высится новостройка
ДПСники (Yol patrul xidməti’шники) ездят на новых BMW 320xi и очень крикливы. Такое впечатление, что остановку машин они намеренно превращают в спектакль.
Многие машины подают сигнал переливающимся звуком, а не простой гуделкой, как у нас.
Видимо, из-за обилия дорогих машин в городе не только много тороговых точек, но и автомоек. Вывески “auto yuyucu” и потоки пены в глубинах города встречались далеко не однократно.
Транспорт
Автобусного сообщения почти нет, в общественном транспорте правят marşrutka (маршрутки). В основном это старые Mercedes’ы, также попадаются турецкие Otoyol’ы. Проезд стоил 20 qəpik (где-то 6 рублей), притом незадолго до этого был повышен в два раза, что вызвало недовольство и разочарование среди пассажиров.
Женщины в транспорте всегда едут сидя – только если салон не занят женщинами полностью. Азербайджанцы выбирают синицу в руках и ломятся даже в переполненную маршрутку, хотя через минуту подъедет пустая.
Проезд на единственной линии метро (2 станции, соединенные перегоном, не считаются) стоит невиданных 5 qəpik (где-то 1,5 рубля). Она хоть и тянется зигзагом, но весь город, конечно же, не покрывает.
При въезде на каждую станцию метро играет своя мелодия, за порядка 10 поездок по отдельным станциям (и при соответствующем желании) они успели выучиться и не забыться.
Прочие особенности
Вывески на русском запрещены. Кто-то вынужден писать “çudo peçka” вместо “чудо-печка”), кто-то – забавно ошибается – запомнились peraşki (типа пирожки) и больше всего впечатлил список врачей:
Stomatoloq
Qinekoloq
Uroloq
Своих-то названий нет – приходится использовать русский.
“Q” читается как “г”.
Иллюстрацию к этому я нашел на сайтк fergana.info, в Узбекистане специфика схожая:
Компания Azercell сделала “сим-карту” именем собственным, и карты других операторов вынуждены называться по-другому: çin kart. Впрочем, альтернативный оператор только один (Bakcell), да и тот с сомнительным имиджем.
Тарификация всегда посекундная, на балансе считаются контуры, 1 контур=1 секунда, компании играют стоимостями контуров, после каждого платного действия приходит смс-уведомление об остатке на балансе.
Религия в городе, дорвавшимся до больших денег, находится на втором плане. Хотя если в центре Казани (городе с деньгами – но, видимо, не такими большими) ты чувствуешь себя в мусульманском городе, то в центре Баку – нет.
Мечеть шахидов
Зато четкое ощущение, что ты – в Азии. А еще везде Heydər Əliyev: и на улице, и в титрах каждого телеканала.
Heydər Əliyev adına Hava Limanı . Mercedes. BMW.
Cтоимость такси не зависит от класса автомобиля. Когда нужно было срочно попасть в аэропорт, Mercedes E-klasse W124 (как на фото) довез нас от метро Neftçilər до аэропорта за 6 манатов (180 рублей), а старые “жиги” за эти деньги шевелиться не захотели – им 8 манатов подавай.
Поездки в Баку оставили до сих пор неизгладимое впечатление, сделав тюркский мир немножечко своим. Бредовые присказки то и дело вертятся в голове: неповторимый звук “Ə” вместо привычного “А”, “г”вместо ‘к’ в начале слов, чтение “ga” как “гя” (в азербайджанском – именно так), образование фраз с помощью “sı”, множественного числа с помощью “lar\lər”…
И немного достопримечательносте
Баксовет (ныне – Мэрия)
Qız qalası (Девичья башня)
Если говорить о старом городе (İçəri Şəhər) в целом, то он был бы более привлекателен, не будь в его зданиях офисов крутых компаний. Без бизнесменов и автомобилей старые города смотрятся лучше.
Филармония с бюстом Муслима Магомаева
1 Trackback