Белоруссию часто сравнивают с Советским Союзом, и когда приезжаешь в нее, в глаза бросается то хорошее, что в Советском Союзе было.
Увидеть это лучше, когда едешь на машине, потому что можно в своем темпе (с ограничением 60 или 40 км\ч) рассмотреть детали.
Деревни чистенькие, прибранные, заборы покрашенные, в изобилии детские площадки и прочие интересности.
У каждого дома – не только свой адрес, но и номер
Люди работают, сельское хозяйство функционирует.
Деревня Клястицы встречает проезжающих мельницами (надписи – на русском, вполне возможно, что еще с советских времен)
В войне 1812 года под Клястицами французам было нанесено поражение, и попытка наступления на Петербург была сорвана.
Но основной мемориал посвящен, конечно же, Великой Отечественной Войне.
Аисты гнездятся не только на памятниках
Хотя мы не знаем, какой ценой это было достигнуто. Вполне возможно, что кто не хочет сам так жить, заставлен навести порядок железной рукой.
Но, думается, это лучше, чем бардак в большинстве российских деревень.
Дороги
Дороги, конечно, получше, чем в России, но средненькие, если не брать основные магистрали.
Без выбоин и ям, но в целом дорожное покрытие не очень ровное, машину шатает, особенно в дождь.
Скорость старались сильно не нарушать, но за пределами Минска патруль видели только 1 раз.
Приятно было, что дальнобойщики и грузовики по первому сигналу поворотника на обгон (или просто по приближению) без вопросов уходили на обочину для обгона, благо она широкая.
Минск, общие впечатления
Если бы Ленинский проспект с его сталинской застройкой ближе к центру был главной улицей Москвы, она была бы похожа на Минск.
Город достаточно красив, но уступает тому же Киеву.
Супер-приятной атмосферы не замечено: наверное, потому что нет растительности на основных дорогах, и от этого город несколько мертвый.
Реклама на основных магистралях отдана не только местным производителям (типа Атланта и Витязя), но и варягам типа Самсунга.
Впечатление еще портят беспокойные водители, норовящие чуть не задавить пешеходов на мигающий зеленый (как в Европе – кроме крупных перекрестков, правый поворот разрешен всегда при условии пропуска пешеходов).
Машин достаточно много, есть проблема припарковаться в центре (мы были в понедельник).
И вообще, по сравнению с Москвой, несмотря на низкие пошлины, причина отсутствия пробок – всё-таки малое число машин.
Развязок в городе нет, первое и второе кольцо пересекает магистрали по светофорам, и с московской плотностью населения город бы давно стоял.
В метро объявления как на белорусском, так и на русском языке.
Цены на продукты питания – низкие, причем даже на те, которые привезены из России (например, 1 л сока “Добрый”, произведенный в Щелкове или Петербурге – 18 рублей!)
Немало симпатичных девушек.
Запомнился красивый, но наполовину еще незанятый торговый центр “Столица” под площадью Независимости. Цены и на брэндовые товары ниже московских.
Удивило и то, что подземку переименования не коснулись. На земле площадь Независимости – под землей “Площадь Ленина”. Проезд стоит 600 белорусских рублей (~6 российских).
Минск, достопримечательности
Колесо обозрения в детском парке расположено в таком месте, что основные достопримечательности с него не видны (а только новое здание библиотеки в виде многогранника, да ТЭЦ). “Высокий город” за новостройками таковым уже не кажется.
На колесе есть и открытые места, но они дают обзор только на восточную часть города, где как раз меньше интересного (но для адреналина – в самый раз).
Некоторые центральные места превращены в стройплощадки (Соборная площадь, часть Октябрьской площади), отчего впечатление портится.
Квартал исторической малоэтажной застройки смотрелся бы интереснее, будь она пешеходной.
Одна из запомнившихся его достопримечательностей – “Клуб имени Дзержинского”.
Одно название стоит того, чтобы сфотографировать вывеску, но фотографировать здание, принадлежащее КГБ Белоруссии на глазах у охраняющего его офицера я не стал.
Красиво смотрится высокий поющий фонтан перед Большим Театром оперы и балета, но на мой вкус он уступает Харьковскому, с разнонаправленными струями.
Фонтаны на Октярьской площади и площади Независимости не работали, за что городу – незачёт.
На площади Независимости рядом с костелом Святых Симеона и Елены (Алены) – колокол в память о Хиросиме и Нагасаки.
Там же, с другой стороны – памятник зодчим всех времен, с деревянной церковью и каменным костелом.
Свято-Духов Кафедральный Собор и костел Пресвятой Девы Марии на площади Свободы (Соборной) просто задавлены соседними строениями, и потому не смотрятся.
Там же, за ратушей – интересный памятник в виде конной повозки:
Город готовился к празднику – на площади много флагов, трибун, повсеместно поздравительные плакаты.
Всё-таки, в войне погиб каждый четвертый белорус.
В музей Великой Отечественной войны я не попал (понедельник – выходной), этой теме в поездке была посвящена Хатынь.
А вообще самым запоминающимся впечатлением остался парк военной техники на проспекте Машерова, вывезенный перед парадом 9 мая.