Половодье-2013 на Нерли

Уже относительно давно у меня появилось желание в половодье съездить и посмотреть куда-нибудь, как меняются ландшафт и техногенные объекты, когда они оказываются под водой, продолжая серию из Новгорода-2010.
Изначально выбор пал на Оку, но посмотрев на фотографии, я понял, что их мне в принципе вполне достаточно, и этого 300-километровый путь не сто’ит.
Тогда я вспомнил про Нерль и храм Покрова на нем, фотографии которого в половодье я видел летом 2010 года.
Это уже минимум 500 км от Зеленограда (а с интересной обратной дорогой получилось 600) – но это то, что надо!


Я решил найти информацию по ситуации на Нерли в эти дни в интернете, и единственное, что увидел – что еще во вторник река стояла во льдах (хотя Клязьма к этому моменту уже растаяла).
Наудачу я всё-таки решил поехать, потому что Москве прошло 3 теплых солнечных дня, и ситуация должна была измениться, и мне повезло. Суббота была вторым судоходным днем, а к следующим выходным вода скорее всего уже сойдет.

Что и как: “базовая лодочная станция” находится у автомобильного моста через Нерль справа, туда нужно спуститься по грунтовой дороге сразу после знака окончания Боголюбова. Там нужно проплыть под железнодорожным мостом – и к храму (он немного виден на дальнем плане).

С мостом вообще достаточно интересная ситуация.
Он со всех сторон охраняется, колючая проволока, собаки, но вот под мостом – свободное движение.

Достаточно забавно было наблюдать автомобильную инфраструктуру под водой. Собственно, это то, за чем я собирался ехать на Оку.

Для заезжего фотографа половодье-2013 оказалось самое оно – достаточное, чтобы вода полностью окружила холм с храмом, но не такое сильное, как в 2001 и 2012, когда не осталось и островка напротив. Впрочем, экскурсовод ожидал, что в воскресенье вода еще поднимется, а потом – уже пойдет на убыль.

С этого острова сделано большинство фотографий ниже. Честно говоря, я не сделал ни одной его фотографии (забыл сделать так же, как и фотографию себя в жилете и резиновых сапогах), но мимо проезжал поезд, я решил заснять его, а остров с уходящей в воду тропинкой остался в кадре как передний план.

В кадре – надувная лодка фотохудожника Виктора Пахомова, который организовывает экскурсии на лодке. Чтобы не застать пробки в первый дачный выходной 2013 года, я выехал из Зеленограда в 6:40, и в результате оказался на Нерли уже через 3,5 часа. Это было рано как для местных, так и для москвичей, поэтому мне пришлось ждать. Из-за сильного течения обратно можно доплыть только на моторной лодке, которая хранится на острове, к которому можно добраться на надувной лодке. Поэтому чтобы не терять время (и не попасть на последующие ожидающиеся очереди), я предложил составить компанию на пути туда уже на надувной лодке, что с фотографической точки зрения более предпочтительно (в спокойном течении можно сделать больше кадров, чем на моторной лодке, которая должна притормаживать).

Половодье оказалось не самым сильным потому, что помимо объема снега на него влияет и скорость таяния (и не только), и из-за достаточно прохладной весны (солнце светит только последнюю неделю) таяние стало более постепенным.
В результате, автомобильная дорога, тонкую полоску которой можно видеть перед деревьями, оказалась не затоплена – а в прошлом году она виднелась под водой (желающие могут посмотреть на фотографии у храма или на сайте Виктора Пахомова).
А милая собачка, которая по словам Виктора чужих охраняет как своих, после прихода на остров первого человека была привязана у конуры.

Виктор по-дружески предоставил надувную лодку в мое пользование, и в результате пока он разбирался с моторной и ждал следующих гостей, у меня в распоряжении оказался час для прогулок.

Мое везение заключалось в том, что помимо только наступившего половодья я успел застать солнце, голубизну на небе и отсутствие ветра. Не знаю, что творилось вечером (во всяком случае, в Юрьеве-Польском после 17 облака развеялись и вышло солнце), но днем небо затянулось тучами, и поднялся ветер, который вызвал рябь на запруде.

На лучшем на мой взгляд кадре из серии (с лучшим отражением храма) внизу отражения видна черная льдина, которая не успела растаять и затрудняла подплыв к храму с южной, наиболее выгодной для фотографирования стороны.

Ситуация с освещением меняется очень быстро. Этот кадр сделан через 24 секунды после предыдущего с той же точки, но даже цвет купола уже другой, не говоря о почерневших деревьях.

Отчаявшись дождаться одновременно солца и голубого неба, я пустился в плаванье. Очень умиротворяющая атмосфера была, когда выходишь на воду, отпускаешь весла, и медленное течение постепенно относит тебя в сторону.

Из попыток сфотографировать отражение храма с воды, чтобы никакой грязюки в отражении не было, ничего не вышло. Течение отбивало к грязным берегам быстрее, чем вода успевала успокоиться для хорошего кадра.
Единственный полезный кадр – нерастаявшие льдышки крупным планом.

Потом подплыли следующие туристы, и я рядо с ними высадился на остров. Если приглядеться, видно, что отражения уже никакого нет.

На острове снимать было уже по сути нечего, единственное – уходящую под воду пешеходную дорогу к станции Боголюбово.

На обратной дороге на моторной лодке мы поплыли с восточной стороны, по основному течению Нерли.
Еще в 10-м году я сокрушался насчет ЛЭП, которые портят юго-западный ракурс.
Но потом я понял и удостоверился, что те кадры с видом на храм и Боголюбово в одном кадре, которые, как я думал, снимают с вертолета, на самом деле снимают именно с этих опор ЛЭП, и если бы их не было, фотографам стоило бы их придумать.

“Опасно, конечно, но почему бы не рискнуть?”, – считает Виктор.

Оставить комментарий

Войти с помощью: