Артем Кашехлебов и Олег Баша, руководители компании Olevarty, рассказывают о своих проектах Kanban, RSS2email, Seku. О том, как они видели развитие направление изначально, и как действительность скорректировала их видение.
В последнее время в Рунете появляется достаточно стартапов, отличающихся использованием какой-либо технологии. Но это отличие чаще всего так и не становится конкурентным преимуществом.
Создателям таких стартапов (а также тем, кто подобное выносит в голове) будет полезно ознакомиться с опытом компании, все проекты которой базируются на технологии RSS.
Сложный путь сложного продукта
- Из уже данных вами интервью известно, что ранее вы были владельцами веб-студии, затем увидели потенциал в технологии RSS и решили создавать собственные продукты на ее базе, и началалось всё с Kanban.
А.К.: Да, всё верно. Проект уже 3 года, изначально он включал в себя все те же функции, что сейчас распределены по разным проектам. Это было очень сложно для аудитории. Потом мы начали вычленять функции, так появился RSS2email – пожалуй, самый популярный ридер в Рунете. Не знаю, что у Яндекс.Ленты, они не публикуют данных, но по ощущениям у нас – около того.
О.Б.: То, что всё собрано в 1 месте, оказалось очень сложно для пользователя. Поэтому мы постепенно разбивали проект на части, и есть идеи, что можно сделать еще. Изначально мы хотели сделать что-то похожее на pusk.ru или Netvibes. Опыт показывает: то, что сложно настраивать – не работает.
А.К.: Pusk когда-нибудь получит свою аудиторию, но не будет массовым… Если рассматривать пример продуктов с массового рынка, сначала идет объединение простых продуктов: например, в плеере объединяются и фотоаппарат, и плеер. Но потом он, наверное, опять станет очень сложным, и дальше разобьется обратно на простые продукты… Эдакая волнообразность.
О.Б.: поэтому где-то 2 года назад мы начали сужение функций сервиса, выделяя их в отдельные проекты. Так, к лету того года появился seku. И Kanban стал тем, что мы изначально задумывали, пока не начали добавлять в проект множество фич – каталогом блогов и новостных лент.
А некоторые вещи, как подписка на комментарии к сообщениям в RSS-лентах – вообще удаляли. За полгода у нас накопилось 8 подписок на комментарии.
- (записываю этот факт отдельно в блокнот)
О.Б.: Это будет заголовком нашего интервью? :)
А.К.: Изначальная затея провалилась, но это даже хорошо, потому что повернула нас лицом к массовой аудитории.
О.Б.: Хотя за Kanban мы получили премию “Интернить” в 2005 году, в рубрике “Интернет-профи”. Наша разработка показалась настолько сложной, что ее, видимо, никто не понял, и нам решили дать премию :)
А.К.: Приятно было, когда из-за нас сделали специальную рубрику в каталоге Яндекса, и мы были там первыми.
О.Б.: Скорее, наверное, из-за Яндекс.Ленты.
А.К.: Может и так, но со временем она там так и не появилась.
- Во сколько в результате суммарно обошелся Kanban?
Насколько тяжело было содержать разработку такого проекта, или прибыль всё-таки откуда-то была?
А.К.: Это был 100% стартап. Сказать, что этот проект был дорогим не совсем правильно. У нас был опыт разработок, и мы достаточно быстро смогли реализовать этот проект.
- На какой канал привлечения потребителей рассчитывали больше всего?
А.К.: Основная цель была привлечь новый сегмент итернет-сообщества – блогеров. Канбан.ру – это прежде всего первый каталог RSS, блогов и новостных лент и первый российский онлайновый RSS-агрегатор. Прибыли с этого проекта мы не ждали.
-То есть вы его делали параллельно с основной деятельностью, не закрывая веб-студию?
А.К.: Да, в тот момент прибыль нам приносили заказные коммерческие проекты. После того, как мы выделили RSS2email.ru и seku.ru из большого портала в самостоятельные проекты, мы сконцентрировались исключительно на них и продолжаем заниматься их монетизацией и развитием.
- А как получилось, что Kanban размещен в списке приложений для подписки на ленты в Firefox?
А.К.: На нас сами вышли из Mozilla при создании второй версии Firefox, и мы, естественно, не стали отказываться. А что касается счетчика Feedburner, то здесь инициативу проявили мы сами, и в результате из 3 российских проектов, обсчитываемых из счетчиком, 2 – наши (Kanban и RSS2email), третья – Яндекс.Лента.
О.Б.: Правда, трафика со ссылки в Firefox мы получаем совсем немного.
О простоте и сложности
О.Б.: RSS продолжает оставаться сложной технологией, сам термин RSS знает 2-3% пользователей, и эта цифра не будет со временем увеличиваться. Это технический термин, ненужная массовому пользователю подробность. Ориентация чисто на RSS на нас ограничивала.
- Правильно ли, что при непосредственном использовании технологии RSS сервис перестанет быть актуальным, потому что является посредником, не всегда нужным?
О.Б.: Тут надо понимать, о каком пользователе мы говорим. Людей, у которых больше 100 лент в подписке – меньше процента, а у остальных 99% их всего несколько штук.
А.К.: Еще один пример – Newsgator, мировой лидер в области RSS-аггрегирования, называет основным продуктом называет модуль, позволяющий читать RSS-каналы в Outlook.
То есть RSS2email – это не посредник, а RSS-reader, где интерфейсом выступает любимая почтовая программа.
О.Б.: И притом у меня как раз более 100 подписок, но мне удобно пользоваться этим сервисом :)
А.К.: Конечно, будут люди, которые захотят пользоваться другими сервисами, онлайн-ридерами, программами-читалками… Но большинство пользователей выберет простоту, и будут читать там же, где и свою почту.
О.Б.: Лучше ориентироваться на массовую аудиторию, а не на гиков, которые являются требовательными и капризными. И как только появится новый более технологичный продукт – уйдут на него.
Тот же Netvibes ориентирован на гиков, и наверное собрал всю такую аудиторию, но это не путь для проекта в Рунете.
А.К.: Не будет представлять коммерческого интереса.
И еще. Слово RSS само по себе сложное. Вот недавно пример был у меня: я назвал одного бизнесмена стартапером, так тот просто обиделся: “Кто-кто я, как ты меня назвал?!” :)
О.Б.: Мы сидим внутри этого процесса и не видим, что творится снаружи, а там люди даже не знают слова “блог”. Хотя при этом могут вести свой ЖЖ и иметь сотню френдов.
А.К.: Если взять пример из книги “Блог-маркетинг. Новый революционный путь увеличения продаж”, то там даже переводчик не смог правильно передать термин RSS: в тексте он фигурировал как Быстрое Простое Объединение.
- А почему вы считаете, что с проникновением интернета и общей технологической образованностью дело меняться не будет?
О.Б.: Потому же, почему люди говорят интернет-страницы, а не HTML-страницы. RSS – это лишнее слово, и можно вполне обходиться без него.
“Мы работаем над тем, что быстрее всего растет”
А.К.: Основной прирост пользователей сервиса RSS2email идет не за счет того, что пользователи узнают технологию, а с форм, установленных на сайтах, использующих наш сервис. Они даже не знают, что стоит за нашим сервисом.
- То есть это клиентоориентированный сервис по подписке?
О.Б.: Да, очень похоже на то, что делает Subscribe, но более ориентированный на блогосферу.
Притом если у классических рассылочных компаний сейчас спад, потому что развивается блогосфера, то у нас – хороший рост, в прошлом году был 600%.
Пример: более простой сервис RSS2email набрал столько же аудитории, сколько сложный Kanban, за полмесяца своей работы. Через первичный анонс.
И сейчас мы позиционируемся как СМИ с 30 000 читателями ежедневно и 20 000 новостными лентами. В месяц отправляется уже более миллиона писем, примерно столько же и переходов по ссылкам на обновляемые источники.
О.Б.: Среди тех, кто рекламируется в рубрике “На что подписаться?”, были те, кто за 2-3 дня увеличивал число подписчиков на тысячу. Конечно, были и не очень удачные примеры (+20-30 читателей), но в среднем с такой рекламы проект получает по 100-200 подписчиков.
А.К.: Мы работаем по продаже этих услуг с компанией SMOPro Ильи Рабченка, полноценный запуск услуги планируем в марте. Сейчас оттестировали новый рекламный продукт. На этот раз владельцы блогов смогут рекламировать не только свой блог целиком, но и каждую запись в отдельности.
О.Б.: Притом от рекламы в наших письмах двойная польза. С одной стороны, мы поставляем постоянного подписчика рекламируемому у нас сервису, с другой – увеличиваем число писем, рассылаемых нашей системой, потому что скорее всего пользователь будет читать новую подписку через RSS2Email.
Основным акцентом в работе является повышение объема базы.
- Наверное, активно идет работа с площадками-донорами?
А.К.: Естественно, с площадками стараемся работать наиболее активно. Наши формы уже стоят на сотнях блогов – для нас это основной способ взаимодействия с подписчиками. Сейчас готовим уникальные возможности для владельцев блогов – скоро увидите :)
Наши конкуренты-старички типа Subscribe заявляют гигантскую базу подписчиков, но с ними они контактируют очень нерегулярно, и многие пользователи – неактивны. У нас же контакт с каждым происходит через 2-3 дня, поэтому что это блогосфера, где большая активность. Всего 55 000 пользователей, а ежедневная аудитория – 30 000, больше половины всей!
Главное – рост сервиса, а деньги непременно придут
А.К.: Инвестиции мы ищем не особенно активно. Однако мы открыты для общения с потенциальными стратегическими партнерами. Да, у нас есть определенные планы, на которые мы хотим привлечь инвесторские деньги, но с другой стороны: чем позже мы продадимся – тем больше будем стоить, с учетом нашего роста.
- А во сколько вы оцениваете стоимость своей компании?
А.К.: Посчитать стоимость компании можно 2 способами: по стоимости посетителя (зарегистрированного пользователя) и исходя из объема доходов.
Для различных проектов в Рунете цена сейчас называется от 1 до 10 долларов за зарегистрированного пользователя, если взять среднюю оценку – 5 долларов, то наш RSS2Email будет стоить примерно 250 000 долларов. Если считать по доходам… то получается примерно то же самое. Если брать доход за 2 года (так обычно считают), то у нас потенциальный доход за месяц – порядка 10-12 тысяч долларов. Это если оценивать 100% заполненность планируемых рекламных мест в наших письмах с учетом среднерыночной цены за рекламное место.
- Изменилось ли видение, откуда должны приходить люди, после неудачного опыта kanban?
А.К.: Назвать опыт Kanban.ru неудачным нельзя. Он вполне успешен в своей нише. Уверены – таким и останется.
А что касается источников посетителей, то теперь это не только блоггеры (желающие рекламироваться для целевой аудитории), но и обычные интернет-пользователи, которым сервис предоставляет самый простой способ чтения и слежения за обновлениями на блогах.
- И какая сейчас основная статья расходов в RSS2email?
А.К.: Техническое обеспечение и работа программистов.
– Как оцените перспективы западных конкурентов (сервиса от Feedburner, того же Newsgator) в Рунете и ваши перспективы в связи с этим?
А.К.: Западные конкуренты безусловно имеют свои стратегии развития и свои конкурентные преимущества. Наша общая задача, так выстроить отношения, чтобы каждому было комфортно на рынке и мы превратились из конкурентов в партнёров. Убежден, что такие варианты существуют и мы сможем их найти.
О рабочих моментах
- Нет ли конфликтов при принятии решений, когда их приходится согласовывать друг с другом?
А.К.: Вполне мирно срабатываемся, поскольку мы понимаем друг друга с полуслова: друзья детства, росли в одном дворе. А если какие-то недопонимания всё-таки не удается решить, то выбор решения в пользу того, кто сильнее отстаивает свою идею и готов тратить больше энергии на ее реализацию.
(пообщавшись немного, в справедливости этих слов сомневаться не приходиться. Достаточно просто посмотреть, как Артему и Олегу удается дополнять друг друга в разговоре, несмотря на то, что каждый немного уводит его в свою плоскость. В один момент пауза между вопросами составила минут 20, потому что собеседники всё продолжали говорить, а прерывать поток соображений совсем не хотелось.)
- А какие основные аспекты по работе с командой?
О.Б.: – Уже давно не работаем в офисе, потому что после прекращения клиентских проектов особой надобности в нем нет. Все исполнители – на фрилансе, притом самые важные части всё равно делаем мы сами. В работе без офиса свои плюсы: экономия времени на дорогу, возможность работать по 12 часов в день. А с мотивацией работать дома проблем не возникает. И, в конце концов, на офис не уходят дополнительные затраты.
А.К.: Кстати, издательство “Манн, Иванов и Фербер” работает полностью без офиса. А это – целое издательство, выпускающее печатную продукцию! Сотрудничают со Стокгольмской школой экономики.
- Вы делаете бизнес в блогосфере. А сами ведете ли блоги?
О.Б.: У меня раньше был свой ЖЖ, но он настолько много времени отнимал, что пришлось его убить. У меня в этом плане достаточно жесткий тайм-менеджмент.
А.К.: А я недавно начал вести блог Funky Marketing в связи со своей побочной деятельностью по преподаванию маркетинговых дисцилин в МИЭМП.
Можно подвести следующий итог: сделав сложный продукт, компания переориентировалась на массовую аудиторию, и этот шаг стал решающим в нарастающей популярности ее основного сервиса. “Будь проще – и к тебе потянутся люди”. Те самые люди, которые не разбираются в технических подробностях, но с каждым днем всё больше сталкиваются с новыми технологиями.