Столица Литвы – город, интересный во многих отношениях, но лично мне он в первую очередь был интересен своими храмами (особенно в стиле виленское барокко), и именно по этой причине я решил посмотреть Вильнюс в отдельной поездке (в отличие от Риги и Таллина, которые я смотрел в ходе пересадок), а уже потом, с учетом поездки в Вильнюс, в маршрут добавились Каунас, Румшишкес и гора крестов.
Собственно, если смотреть панораму старого города – выделяться в ней будут именно храмы.
Слева направо – бернардинский костёл (готика), костёл св. Анны (готика), вдали – костёл Вознесения Господня (виленское барокко), далее – костёл св. Михаила (ренессанс-маньеризм) и Собор Пречистой Богородицы (неоготика), Церковь Святого Духа с колокольней, куполом и башней (барокко), костёл Божьей Матери Утешение (виленское барокко), костёл святой Терезы (барокко), костёл святого Казимира (барокко), Никольская церковь (неочевидный стиль), костёл святых Иоаннов (виленское барокко).
Виленское барокко
В результате достижения своей главной цели посещения Вильнюса я оказался в некоторой растерянности.
Те храмы, которые впечатляли меня на фотографиях, не оставили такого сильного впечатления вживую.
Приходилось буквально уговаривать себя – ну вот же, оно же раньше так нравилось и впечатляло.
Но нет – сегодня уже всё по-другому.
После приезда домой я стал разбираться, почему же так, и неужели ранее посещенные и впечатлившие храмы в этом стиле так принципиально отличаются.
Немного выделяется из общего ряда Троицкий костёл в Глубоком, а Полоцкий Софийский собор, с которого и началось знакомство со стилем – находится в том же ряду, что и ведущие храмы Вильны.
Так что единственным по-настоящему впечатлившим храмом стал неухоженный костёл Божьей Матери Утешение, про который я сомневался, стоит ли сворачивать с основной дороги (тем более в дождь), чтобы посмотреть его (с учетом, какое разнообразие храмов в Вильне). Еще один пример-опровержение, что храмы виленского барокко всегда двухбашенные.
А из ранее посещенных храмов в стиле виленского барокко продолжает так же впечатлять разве что костёл святого Андрея в Слониме с развернутыми башнями – так что с учетом такого расклада (по итогам которого виленское барокко можно смело исключать из моих любимых архитектурных стилей) надежда остается на румынские “пьяные церкви”.
Всё остальное
Поскольку даже все основные виленские храмы посетить проблематично (либо не хватит времени, либо голова пойдет кругом), для посещения изнутри я отобрал 6 наиболее интересных на мой вкус храмов.
В худшую сторону из этого ряда выделилась православная церковь Святого Духа – несмотря на то, что ее интерьер остался от автора стиля виленское барокко Иоганна Кристофа Глаубица, среди прочих посещенных виленских храмов этот – не выделяется.
Следующим по счету у меня был кармелитский костёл Всех Святых. В нем можно выделить как ряды алтарей у колонн, так и алтарное решение в средокрестии, когда алтарь становится триединым.
Виленские храмы мне запомнились очень практичными. Здесь же – даже крючки с обратной стороны скамеек.
Университетский костёл святых Иоаннов впечатлил меня не только ансамблем из 10 алтарей, но и росписью над ними, которая сделана так искусно, что не поймешь, рельеф ли это, или только живопись.
Расположенный рядом доминиканский костёл святого Духа (сейчас отданный польской общине) впечатлил своим интерьером в целом.
Удивительно было также увидеть в литовском Вильнюсе капеллу, посвященную солдатам, павшим за присоединение “исконно польского” Вильно, с учетом что в Литве этот период считается польской оккупацией.
Также я видел композицию из ног, рук и сердец, которую также можно встретить и в других храмах (например, в Острой браме, которую я не стал включать в общий список, это по большому счету святыня-одиночка), ее значения я не понял.
В кафедральном соборе Вильнюса в стиле классицизма необычный алтарь в этом же стиле, но по-настоящему впечатлила часовня святого Казимира. Даже несмотря на то, что сразу после костёла Петра и Павла сложно чему-то удивиться – она всё-таки удивила.
Ну и напоследок – сам собственно костёл Петра и Павла. Это единственный из посещенных мною виленский храм, расположенный за пределами Старого города, но его посещение стоило того, чтобы выбраться за его пределы.
Многочисленные рельефы просто нереально впечатляют.
С одной стороны, итальянскими мастерами изображаются библейские сюжеты, с другой – ангелочки играют на скрипке, на гитаре, на арфе, на контрабасе и многих других более современных инструментах.
Сюжеты в капеллах включают в себя войны против русских, сожжение на котле или вот такое отрубание головы.
Всё очень мило, по-христиански.
А из непосещенных мною храмов (помимо однобашенного костёла, с которого я начал запись) я бы отметил экстерьер костёла святого Казимира.
Купол с короной рода Ягеллонов сложно хорошо снять с близкого расстояния – но с противоположной стороны Ратушной площади ракурс вполне хорош.