В этой записи объединены впечатления о тех бельгийских городах, которые не тянут на полноценную отдельную запись.
Сначала пойдет рассказ о Лёвене, с которого и началась моя поездка по Бельгии (если не считать короткую минутную пересадку с одного поезда на другой в деревне Велькенрат, богатый вокзал в Вервье и ультрасовременный вокзал в Льеже, сквозь которые я проехал).
Впрочем, и в Лёвене я пробыл всего 40 минут – но эти минуты по-прежнему вспоминаю с теплотой.
Город не был включен в мою программу изначально – а попал в нее потому, что Лёвенская ратуша, одна из самых известных (и на мой вкус – самых красивых) достопримечательностей Бельгии расположена на моем пути из Ахена в Брюгге.
Почему бы не сделать остановку , если уж в Бельгии города так прекрасно связаны между собой железными дорогами, а новый билет покупать не придется (как в российских электричках со станциями без турникетов, купив билет от одного пункта до другого, можно пользоваться любыми поездами с любым числом остановок).
А с учетом того, что всю Фландрию (в которой расположены все 4 интересовавших меня бельгийских города) обслуживает одна и та же транспортная компания, у которой можно купить единый билет на всю ее сеть, можно сказать, что посещение бельгийских городов сделано максимально недорого для туристов.
Первое, что меня удивило, когда я доехал до первой (и главной) достопримечательности города – это что центральная площадь (Большой рынок) отдана на откуп велосипедистам и автобусам, свободно по ней разъезжающим.
Это реально несколько напрягает наслаждаться красотой ратуши и всего, что её окружает – когда велосипедисты снуют не по отдельной дорожке, а в случайных направлениях на площади, в безопасности себя не чувствуешь.
Прекрасная ратуша ограниченно фотогенична (основной фасад выходит на север, а с боков утром и вечером свет загораживают рядом стоящие здания), а 2015-й год – не лучший для посещения города, потому что расположенные рядом и тоже готические здание Круглого стола и часть церкви святого Петра находятся на реставрации.
В самой церкви находится музей церковных реликвий (не посещал), массивный дубовый пульпит (в реставрируемой части) и такой горельеф (удалось прочесть про скульптуру Мадонны на троне, хранящуюся в церкви, но скульптура и рельеф – это всё-таки разные вещи).
А на колокольне – анимированная позолоченная статуя мастера Яна, бьющего в колокол часов (для таких статуй есть специальное слово jacquemart). Как и в большинстве бельгийских городов с достопримечательностями, колокольня главной церкви города включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в числе беффруа Бельгии и Франции.
Вторая достопримечательность, отмеченная для посещения – это прекраснейшее здание университетской библиотеки. Слева внизу кадра – памятник воздухоплавателям (почему-то я был уверен, что его снимок я сделал, а в реальности его не оказалось и в Википамии).
Лёвен – город студентов, и в обеденное время в погожий день я увидел его переполненным людьми в уличных кафе. Пока я успел пройти свои пару километров – запомнились многочисленные переулки, проходы и чуть не лабиринты.
Словом, интересно вернуться и посмотреть город в более спокойной обстановке, тем более что я не заметил, например, известный фонтан-монумент “Фонске” со где вода льется у студента с раскрытой книгой из руки в лоботомированную голову. Да и вообще, как я потом прочел в интернете, в Лёвене немало необычных статуй. Но в тот день я торопился в Мехелен, про который будет полноценная запись.
А пока – Антверпен, который завершил бельгийскую часть моей поездки (теперь уже без всяких но).
Собор Антверпенской Богоматери относится к безусловным памятникам первой величины, но при сжатом графике я не включил его в обязательную программу посещения. Сомнения у меня вызывали триптихи Рубенса, которыми славится собор – понравятся ли они мне?
Когда 2 мая я ехал по Нидерландам на юг, всё уменьшающееся расстояние до Антверпена соблазняло меня заглянуть в город – но я всё-таки побоялся опоздать сдать машину, а потому решил посетить Маастрихт. Уже потом, после посещения Мехеленского собора, я понял, что шедевральная готическая живопись мне очень даже нравится, но к тому моменту шансов посетить Антверпенский собор, закрывающийся в 17, уже не оставалось.
Тем не менее, убедившись в первый день поездки, что бельгийские поезда вполне себе опаздывают, я решил, что 7-минутный запас между внутрибельгийским поездом Гент-Антверпен и высокоскоростным Thalys, где в билете явно написано место, и другим поездом воспользоваться нельза – это слишком опасно. Да даже если бы и можно было – опоздать на поезд в 20:32 и ехать в Амстердам следующим, который вовсе не через час, было бы слишком поздно.
Итого у меня появилось где-то полчаса свободного времени, и сначала я решил внимательнее посмотреть вокзал, который по праву считается одной их достопримечательностей города.
Город в 1920-м году принимал первую после окончания мировой войны Олимпиаду (причем в Брюсселе Олимпиад не было), коммерческой авиации тогда еще не существовало, так что вокзал был визитной карточкой города для всех прибывающих в него гостей.
Вокзал меня впечатлил своей инфраструктурной частью в том смысле, что поезда ездят в трех уровнях: по наземному уровню едут те, которые дальше Антверпена не идут, а по двум подземным идут сквозные поезда – обычные и высокоскоростные. Насколько я понял, это было сделано в ходе последней реконструкции в 2009-м году.
После того, как я осмотрел интерьеры, я решил оценить вокзал снаружи, тем более что погода была солнечная, и с запада как раз прилегает удобная пешеходная улочка.
Тогда еще я и сам не знал и не решил, что меня дернет совершить полноценную прогулку. Однако сначала я одно интересное здание достаточно далеко, чтобы детали были не видны, но достаточно близко, чтобы до него было быстро дойти, потом второе – и в итоге почти полчаса я провел в прогулке по городу, сорвав данное себе же обещание вернуться на вокзал за 10 минут до отправления поезда и начав нервничать, что свой поезд я возьму и пропущу.
Всё закончилось благополучно, а в числе прочего я успел увидеть вот это ближайшее к вокзалу Century Building в стиле ар-деко.
Вот такие барельефы (в памяти запомнилось что-то типа министерства труда, хотя это не столица, так что вряд ли).
Здания в разных стилях, в том числе ар-нуво, на основной привокзальной площади, названной в честь королевы Астрид.
Вокзал многолик, и интерес представляет не только западный фасад, выходящий на улицу де Кейзера с большой пешеходной зоной, но и северный фасад со стороны площади (с этого ракурса я не стал его снимать). При отдалении от здания начинает виднеться его массивный купол.
На этой же улице впечатлило, что вывески всех уличных кафе выполнены в едином стиле, хотя они совершенно не связаны между собой.
С южной стороны к вокзалу подходят железнодорожные пути наземного уровня, а с восточной – расположен зоопарк.
Антверпен произвел впечатление полноценного мегаполиса, с резко большим числом афробельгийцев, чем в столице Фландрии Генте, не говоря о городах меньшего пошиба. Если верить оценке за эти полчаса, в Антверпене больше всего темнокожих среди всех нидерландоговорящих городов Европы, что меня удивило, потому что эмигранты обычно селятся во франкоговорящих частях Бельгии (Валлонии и Брюсселе).
Антверпен остался в моей памяти городом, по которому хочется гулять и гулять, и изучить город будет очень интересно, особенно с учетом драматичного поворота истории, случившегося в этом городе (при войне Нидерландов за независимость от Испании битва за Антверпен была революционерами проиграна, в результате южная часть осталась под испанским правлением, а северная образовала отдельную республику, люди из Антверпена бежали в Амстердам, который стал бурно расти и развиваться, Антверпен же – напротив терять влияние, а когда после Наполеона северные и южные провинции вновь соединились в одну страну, католики и протестанты не смогли жить вместе, и в результате уже через 15 лет на территории южных католических земель образовалась Бельгия).