Амстердамская архитектурная школа, часть 1: север | barcauan.ru | barcauan.ru - barcauan.ru

Амстердамская архитектурная школа, часть 1: север

Амстердамская архитектурная школа возникла в начале XX века в первую очередь благодаря Эдварду Кёйперсу (Eduard Cuypers), который в 1878 году открыл свою архитектурную фирму, затем – вторую мастерскую, специализировавшуюся на дизайне интерьеров, и организовал широкое обсуждение различных архитектурных стилей и архитектуры будущего в 3 принадлежавших ему журналах, а также в ассоциации архитекторов Arcitectura et Amicitia (A et A).

Одни из его учеников-подчиненных внесли решающий вклад в теоретическое обоснование нового стиля, другие – стали его ведущими архитекторами на практике, как ни странно – имена эти не совпадают.

Дом-корабль и музей амстердамской архитектурной школы

Главное творение амстердамской архитектурной школы – это без сомнения Дом-корабль (Het Schip) Михела де Клерка (Michel de Klerk), который он создал вместе с двумя соседними по Spaarndammerplantsoen домами для ТСЖ “Eigen Haard” (Наши сердца). Что интересно, начал был комплекс до Первой мировой войны (в 1913-м), а закончен – после ее окончания (в 1920-м).
Теперь в почтовом отделении здания располагается музей.
Расположен комплекс в северо-западной части города, в нескольких автобусных остановках от центральной станции (Amsterdam Centraal).
DSCF1410.JPG

Нужно отметить, что в начале XX века в Европе были популярны социалистические идеи, которые при этом совершенно не ассоциировались с построением коммунизма в Советском Союзе и далее везде. Люди объединялись в кондоминиумы и общими усилиями пытались улучшить свои жилищные условия, которые в то время у простых работяг были достаточно грустными. Поэтому неудивительно, что большинство примечательных строений амстердамской школы архитектуры – это многоквартирные дома.

Об этом всём рассказывается в экскурсии, которая проходит в музее каждый час. В качестве впечатляющего примера, при котором многие ахнули, экскурсовод показал, что поскольку места для отдельной детской люльки просто не было, младенцев укладывали спать в полку шкафа. Будка, изображавшая дом простого рабочего начала XX века, на фотографиях не осталась.

Попасть в одну из квартир дома, где сейчас показываются не только интерьеры, но и оформлена экспозиция по истории школы, можно только в сопровождении экскурсовода. Скромного времени, отведенного на посещение квартиры мне не хватило (несмотря на то, что детей социализма интерьеры вряд ли так заинтересуют, как западноевропейцев). Поэтому я попросился посетить квартиру второй раз со следующей экскурсией, и мне не отказали.

Также из этой квартиры можно увидеть изнутри знаменитый шпиль, символ здания.
Погода была против меня, поэтому в качестве иллюстрации, о чем идет речь, я приведу обложку голландско-русской книги из музейного магазина.
DSCF1408.JPG

Дело в том, что в Кемерово под руководством голландского архитектора Йоханнеса ван Лохема был возведен поселок для рабочих “Кузбасс”, который теперь является частью заповедника “Красная Горка”.
А изнутри шпиль башни “Корабля” выглядит вот так.
DSCF1409.JPG

Творениям амстердамской архитектурной школы свойственны одновременно как функциональная направленность, так и выразительность интерьера и экстерьера.
Что касается интерьера, то квартира мне показалась не настолько интересной, как занимаемое музеем почтовое отделение.
DSCF1407.JPG

Запрет прохода не только написан фирменным шрифтом, но и выражен в воинственном изображении руки с жезлом. В кадре – экскурсовод.
DSCF1406.JPG

Ну а теперь перейдем к выразительным экстерьерам. Длинные прямые линии этажей символизируют палубы корабля, а волнистые акценты – соответственно, волны.
DSCF1394.JPG

Также для амстердамской школы характерно использование животных мотивов. Экскурсовод неоднократно указывал на птичьи клювы в оформлении над дверями квартир мне скорее напоминает крокодила.
DSCF1396.JPG

Во многих источниках о “Корабле” как о жилом доме упоминается в прошедшем времени – в реальности в нем и сейчас продолжают жить люди. Так что посещение открытого внутренного двора возможно – но нужно помнить, что вторгаешься в личное пространство жителей. Просто здесь не принято, как в России, огораживать собственность заборами.
DSCF1398.JPG

Дом судоходства

Самое примечательное здание в стиле амстердамской школы в центре города – это дом судоходства (Scheepvaarthuis). От дома-корабля до него можно удобно без пересадок добраться одним из тех же автобусов, что идут к комплексу через центральный вокзал.

Лучший вид на дом – с другой стороны бухты, о чем я не догадался.
Дом является хронологически первым (1912-1916) значимым примером в истории школы и входит вместе с домом кораблем в список 100 мест голландского наследия.
Ведущим архитектором был Йохан ван дер Мей (Johan van der Mey), также над домом работали Михел де Клерк и Пит Крамер (Piet Kramer).

При близком рассмотрении в первую очередь бросаются в глаза барельефы. Группы при входе символизируют: Средиземное море, Индийский, Тихий и Атлантический океаны.
DSCF1417.JPG

А головы – великих голландских мореплавателей.
DSCF1422.JPG

Дом был воздвигнут на том месте, откуда в 1595 году отплыло первое путешествие голландцев в Вест-Индию, и изначально в нем располагались штаб-квартиры 6 ведущих амстердамских судоходных компаний, которым посвящены отдельные барельефы.
DSCF1416.JPG

Дом также богат на интерьеры, но сейчас в нем располагается отель, так что без цели останавливаться в нем я решил внутрь не заходить.

Краткое послесловие

Этим списком памятники амстердамской архитектурной школы на севере Амстердама не ограничиваются (да и грубо говоря север находится на правом берегу Амстела, где я не был) – но других я не видел, а дальше мой путь лежал на юг, где у архитекторов возможностей развернуться было гораздо больше.

Оставить комментарий

Войти с помощью: