Когда я первый раз прочел строки «Когда я смотрю на сегодняшнее общество, меня поражает повальная поляризация взглядов, деление на группы, импульсивное поведение, догматизм, чёрно-белое мышление, нежелание принимать в расчёт контекст, нехватка терпимости и такта, недальновидность, недооценивание сложности проблем, неуважение к своим собратьям» – думал, что написано про российские реалии. Но нет – это американского авторства, а из-за универсальной актуальности – еще интереснее.
«Если коротко, чего нам недостаёт – так это истинной зрелости. Я имею в виду не физическую зрелость, а гораздо более редко встречающуюся – психологическую и эмоциональную. Возраст не гарантирует зрелости, и, по-видимому, сегодня взрослеют ещё реже, всё чаще застревая в незрелости. Эмоциональная незрелость обуславливается неуравновешенностью в переживаниях и выражении своих чувств. И перечисленные выше черты – лишь некоторые примеры её бессчётных проявлений.
Но ещё больше меня поражает то, что в нашем обществе исчезла сама концепция зрелости. Как и эмоции – которые были забыты более чем на 400 лет и не использовались в качестве объясняющей концепции – понятие зрелости (и её отсутствия), кажется, полностью исчезло и не используется для понимания людей и их поведения. Вместо этого признаки незрелости мы объясняем личностными особенностями, типологией, идеологией, политическими убеждениями, социально-экономическими статусами, отсутствием жизненных ценностей, недостаточной образованностью, психическими заболеваниями или диагностируемыми расстройствами.
Проблема тотальной незрелости современного мира состоит в том, что её наличие просто не признают. Как только незрелость становится нормой, особенно в ориентированном на сверстников обществе, само её понятие исчезает и больше не используется для объяснения существующих проблем. Её проявления, считающиеся теперь нормальными, оказываются приемлемыми и даже ожидаемыми. Можно даже сказать, что коварная чудовищность незрелости скрывается под личиной «нормальности». Если мы не признаем саму проблему, как же мы тогда сможем эффективно с ней работать?
Американский поэт и активист Роберт Блай возвестил тревогу об отсутствии зрелости ещё в 1996 году в своей книге «Общество сиблингов». Если уже 20 лет назад незрелость была признана проблемой, сегодня она обернулась эпидемией катастрофических масштабов. Более десяти лет назад в своей книге «Не упускайте своих детей» я обвинил в этом безудержно растущую ориентацию на сверстников – а ведь дети не могут растить друг друга. Мне кажется, что неслучайно увеличение ориентации на сверстников идёт параллельно с ростом незрелости в обществе.
Я не считаю, что эпидемия незрелости – это показатель несостоятельности системы образования. Наоборот: чтобы получить пользу от школьного обучения, дети должны быть хоть чуточку зрелыми. К сожалению, даже докторская степень престижного университета не избавит от незрелости. Отсутствие зрелости также не есть показатель несостоятельности политики левых или правых или самой природы политических систем. Хотя, казалось бы, действующая демократия подразумевает наличие хоть толики зрелости как у её сторонников, так и у их лидеров. Нельзя возложить вину за незрелость на бедность, психические заболевания или поведенческие расстройства. Не существует таблеток от незрелости. Никакими дисциплинарными мерами эту проблему не исправишь. Ни за какие деньги зрелость не купишь. И, ведя себя как взрослый, взрослым не станешь.
Правда в том, что реализация внутреннего потенциала в первую очередь зависит от родителей, это ясно как день. Так было всегда. Таким образом, сегодняшняя повальная незрелость вызревает в домашних условиях (простите за каламбур). Но это не значит, что мы плохие родители; я думаю, в целом, мы никогда так сильно не старались быть хорошими родителями, как сейчас. Но мы не можем растить детей, если они не находятся с нами в правильных отношениях. И мы не можем растить детей, фокусируясь не на создании благоприятных для их роста и взросления условий, а на поведении.
Хотя наша задача – растить детей, помогая им полностью раскрыть свой внутренний потенциал, правда также и в том, что невозможно никого заставить расти: ни самих себя, ни детей. Это дело Природы. Но Природа не может трудиться в одиночку – так же, как и растения в нашем саду не растут сами по себе. Природе нужно, чтобы мы создали благоприятные для процессов созревания условия. Вместе у нас это получится, но нужно обладать минимальными знаниями о том, как работают природные механизмы и что необходимо для их работы. Здесь мне приходит на ум изречение Аристотеля: «Любое проявление природы само по себе чудо». Мне кажется, что если миру когда-то и нужно было чудо, то сейчас настал тот самый момент.
Мы должны смотреть на это как на задачу первостепенной важности. Однако, чтобы достичь этой цели, нам нужно знать, что представляет собой незрелость. И понять, что некоторые проблемы решатся только с приходом зрелости. Мы должны знать, что от нас требуется Природе, чтобы она могла явить своё чудо.