Ансамбль Нарвы и Ивангорода – действительно уникален: две крепости смотрят друг на друга, разделенные 260 м реки, и как при создании они были по разные стороны границы, так и сейчас. Хотя если не знаешь – не увидишь, где на этой фотографии кончается Ивангородская крепость, а где – начинается Нарвский замок (подсказка: правая круглая башня – в России, а весь ее фон – уже Эстония).
Поскольку Нарва ближе к Санкт-Петербургу, чем к Таллину (почти в 2 раза), то и посещение ее я запланировал из северной столицы (хотя были мысли ехать из Финляндии через Эстонию, а не через России). Так что начнем с Ивангорода. Кстати говоря – ударение в названии делается на второй слог (ИвангОрод), хотя я до приезда думал, что на первый.
Главная достопримечательность (крепость) – не очень живописная, но впечатляющая. Утром 7 мая по ней ходили молодые хоккеисты (и хоккеистки?) из разных краев Ленинградской области – скорее всего, им увидеть Нарву пока можно только из-за реки.
Самое интересное в крепости – толщина стен и две церкви (одна двухглавая и одна с галереей), а также разрушенные корпуса (не такие впечатляющие, как в Шлиссельбургской крепости – но тоже наверное со времен Великой Отечественной).
Причем если верить модели из музея в Нарвском замке – раньше они выглядели несколько иначе.
В самой крепости музей советский, так что я не стал тратить на него время. За стеной крепости расположен музей с моделями крепостей Ленинградской области – но как и многие подобные заведения в соседней Финляндии, в мае он закрыт.
Сам Ивангород достаточно депрессивный – но при желании есть за что глазу зацепиться. Вот дворовый креатив у углового дома.
А здание таможни попытались стилизовать под крепость.
Этот кадр я делал уже с опаской, потому что автомобильная пограничница за минуту до этого уже включила синдром начальницы, попросила мой паспорт и начала спрашивать, глядя на камеру, что я там уже нащелкал. Я был в мирном настроении и наш разговор быстро закончился – но осадочек остался.
После почти часовой очереди на границе я перешел в Эстонию. Эта граница – пожалуй, самая колоритная среди тех, где я был
(а из сухопутных у меня, откровенно говоря, выбор-то небольшой: Таиланд-Камбоджа, Молдова-Румыния и Россия-Финляндия). Все ранее посещенные были туристическими – а в этот раз большинство людей были местными, которых в XXI веке назвали бы арбитражниками: пытающимися выгадать себе пользу на разницах в ценах в Эстонии и России. Про некоторых из этих путешественников у меня были сомнения, смогут ли они вернуться домой, потому что на ногах они едва стояли, когда шли по мосту (и вот интересно, если они всё-таки останутся в межгосударственном пространстве, будет ли кто-то из официальных органов ими заниматься)?
Наверное, из-за этой специфики меня и не спрашивали, на сколько дней я собрался в Эстонию – большинство переходящих границу пешком возвращается в тот же день (хотя, может, судили по отсутствию со мной вещей и уже упоминавшейся в записи камере). И еще поэтому так много людей (в-основном, пожилого возраста) переходило границу с тележками. Впрочем, всё осталось непонятным, зачем на приграничном мосту было оставлено столько тележек (ведь они нужны как транспорт от двери до двери)?
Главную достопримечательность Нарвы мы уже видели (и она даже лучше видна при подъезде к Ивангороду). В замке расположен модернизированный и достаточно интересный музей (в нем. в частности, можно почитать про реку Россонь, обладающую бифуркацией – то есть направление течения которой зависит от полноводности соединяемых ею рек (Наровы и Луги).
А с перестроенной при восстановлении в советское время башни “длинный Герман” открывается интересный вид: на Нарвское водохранилище, на холмы/горы за ними и на гору фосфогипса завода “Фосфорит”.
Большинство ракурсов были сделаны в не самое фотогеничное время. Я планировал не возвращаться в Россию не по мосту Дружбы – а через КПП-2 в районе мануфактур (который с 2015-го года закрыт), поэтому сначала пошёл в замок, и только потом – гулял по видовой косе. Но с учетом, что возвращаться всё равно придется через единственный КПП, наиболее фотогеничная последовательность действий будет такая: сначала гулять в Ивангороде, днем (когда солнце светит на обе крепости) – гулять по Нарве, вечером (когда солнце светит с запада на восток ) – идти в Нарвский замок.
Еще одна достопримечательность Нарвы, на которой я остановлюсь подробнее – это модель старого города, разрушенного Второй Мировой войной, в ратуше. Построенная в шведское время интересна сама по себе – но всё-таки более интересно то, что если позвонить в ней в звонок – смотритель подойдет и откроет (даже в воскресенье), и если повезет – можно будет увидеть модель.
Поскольку от города практически ничего не осталось – ориентирование на местности происходит с трудом. Но более сильное впечатление произвела скорее не модель, а антураж старого советского здания за шведским фасадом, в котором собственно модель хранится.
Не знаю, дозволяется ли доступ этот в советский коридорчик посетителям выставки модели – но я там помимо антуража приметил еще и находящиеся в процессе сборки модели противостоящих как в жизни друг другу модели замка и крепости.
На Ратушной площади ранее стояло здание биржи. О его внешнем виде можно судить не только по модели, но и по выходящему на площадь фасаду здания Нарвского колледжа университета Тарту, расположенному на месте биржи – фасад выполнен как слепок с несохранившегося здания. Фотография “Нарва – город контрастов” показывает ратушу шведских времен, серую советскую хрущевку и колледж XXI века постройки.
Более милым памятником из советского прошлого являются вывески, двуязычные.
В Нарве не очень хорошо с общественными туалетами (я нашел только в замке, вход – до билетной кассы), но пока искал – зашел в корпус больницы, построенный к 300-летию дома Романовых. Никого там не застал, и чтобы не зайти слишком далеко – вышел. Это в моем опыте была лучше всего сохранившаяся достопримечательность Кренгольма – района мануфактур. На противоположной стороне реки, в России, в районе Парусинка тоже есть что посмотреть – но оно уже давно в более непотребном состоянии, чем в Эстонии, а с учетом разочарования с неработающим переходом я решил поберечь и так не очень работающие ноги – и исключить этот район из программы.