Как бы ни был приятен старый город, в Брест в-основном едут поляки за дешевыми бензином, водкой и сигаретами смотреть Брестскую крепость.
И, познамившись с людьми, занимающимися изучением обороны Брестской крепости в 1941 году, впечатление остается совсем не то, которое ожидаешь по приезду.
Парадный въезд к крепости по Проспекту Машерова сопровождает Аллея памятных знаков
Автор Aleksandr Shulgach
Нарастает атмосфера торжественности момента – но невероятного ощущения не остается.
Крепость не взяла за душу.
Да, монументально, грандиозно… но та же Хатынь впечатлила сильнее.
Главный монумент на фоне развалин костёла
Спутниковые снимки крепости впечатляют, но на местности этой изысканной геометрии не видишь, и форты ничего сверхъестественного собой не представляют.
Брест – особый случай среди имеющих отметку “героя”: единственный, находившийся до заключения пакта Молотова-Риббентропа в 1939 году на территории Польши.
Советская пропаганда мало отличалась от города к городу, но здесь тяжело сделать вид об отсутствии советско-фашистских договоренностей, когда старшее поколение своими глазами видело совместный марш войск двух армий.
Их сложно убедить в непредсказуемости момента нападения фашистов, с учетом что немецкие самолеты активно летали над приграничной территорией СССР до 22 июня 1941 года (аэрофотоснимки можно посмотреть в музее “Брестская крепость”, он работает без выходных).
Поэтому к самому музею, построенному в советское время, исследователи обороны Брестской крепости относятся так: “Сходить – надо, только вот музейных экскурсоводов (обученных по книжкам, а не по реальным документам) слушать не стоит”.
А эти самые реальные документы можно найти в книге Ростислава Алиева “Брестская крепость. Воспоминания и документы”.
Не всем музейным работникам приятно видеть ее в своем магазине, но истинная причина ее отсутствия на прилавке в мае 2011 года – “нет валюты, чтобы купить ее у издательства, а издается она в России…”
Кроме того, на официальных картах не обозначено место, где можно попасть в подземелье крепости.
Это – «Гавриловский» капонир, место пленения 27 июля 1941 г. руководителя обороны Восточного форта майора Петра Гаврилова, последнего из державшихся защитников крепости.
Надо сказать – достаточно популярное у местных место, исписанное многочисленными граффити.
Вход в него расположен между северными и северо-западными воротами (к последним дорога ведет через немецкое и советское кладбища).
Когда идешь по подземным ходам – нельзя не заметить, насколько укрепленной сделана крепость. Какая в ней глубина кирпичной кладки.
Непосредственно место пленения без вспышки или штатива уже не снять. В стене торчат осколки.
Но справедливости ради надо сказать, что и по официальным маршрутам есть места, где не почувствовать масштабы атаки невозможно. Это – Холмские ворота цитадели (центральной части крепости на острове, визитная карточка крепости и города). На стене – мемориальная доска Ефиму Фомину, одному из руководителей обороны, расстрелянному 30 июня 1941 г.
Мне остается только благодарить судьбу, что я познакомился с людьми, показавшими Брестскую крепость буквально изнутри, потому что без этого впечатление о ней было бы далеко не полным.