Эрмитаж
Если погода не предполагает прогулок – нужно ходить по музеям, тем более что ни в одном из них я к тому моменту не был.
К открытию Эрмитажа я уже 3 с лишним часа как был под дождем, и еще больше – как-то не хотелось.
Сначала только кажется, что музей не такой огромный, как рассказывают, но 4 часа на его осмотр не хватило. Ушел от бессилия столько времени проводить на ногах, и до 3го этажа в результате так и не дошёл.
Краткая сводка:
- живопись – показывали экспозицию из музея Прадо (Мадрид), исключительно ради которой пришла приличная часть посетителей. На мой вкус, исходная коллекция Эрмитажа не сильно отличается от привезенного (Эль Греко, Рубенс и другие), и исключительно ради них ходить не стоило,
- а вообще среди живописцев больше всего впечатлила голландская школа, и конкретно – самый большой, 249 зал,
- конечно, нельзя не отметить Просветы (итальянские и испанский), лоджии Рафаэля по соседству,
- если по поводу памятников Великой Отечественной Войне можно спорить, то самый впечатляющий памятник войне 1812 года – это Военная галерея (зал №197). Можно говорить про Триумфальную арку, но дух, характер, атмосферу лучше передают куча портретов, собранных в одном помещении, чем одно монументальное сооружении в окружении советских домов и постсоветских дорог,
- из малоизвестных залов – впечатлил 273й (Франция), с маленькой картиной, где лица кажутся объемными, и интересной игрой на другой картине напротив нее,
- еще одно “конечно же” – это интерьеры Зимнего дворца, тут и уточнений не требуется, по-разному впечатляют все основные и самые известные залы,
- отдельное впечатление на меня произвели мумии: в 26 сибирском и 100 египетском зале.
Городская архитектура
Про нее можно говорить практически бесконечно, поэтому отмечу основные моменты, касающиеся посещенных районов (Владимирский, Пески, Лиговка-Ямская):
- прорекламированный Перцов дом (Лиговский проспект, 44) с продолжающим улицу парадным двором впечатлил не так, как более тихий и ухоженный Троицкий дом (улица Рубинштейна, 23, с мемориальной доской Сергею Довлатову, рядом с “пятью углами”),
- бросилось в глаза немалое количество домов в стиле неоренессанс, которых в Москве не наблюдал. Пока не увидел классификацию, у меня же узкие окна с полукруглыми арками ассоциируются с храмами византийского стиля (см. фото ниже),
- на улицах Большая Московская и Правды относительно недавно была разбита пешеходная зона с парком современной скульптуры. По ней приятно походить и посмотреть на архитектуру слева и справа, без необходимости переходить дорогу, чтобы оценить оба здания друг напротив друга – например, на здания Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения (СПб ГУКиТ), располагающегося в здании бывшей домовой Церкви Благоверного князя Александра Невского.
- в перспективе улиц Полтавской и Мытнинской издалека привлекают внимание стройные золотистые купола и красная кирпичная псевокремлевская стена Феодоровского собора к 300-летию дома Романовых. На деле же полным ходом идет реставрация к 100-летию храма (и 400-летию дома Романовых = 2013 год), про которую на Московском вокзале – отдельный стенд с указанием большой роли Человека-Грызлова.
Невский проспект, 132. Фотография с сайта citywalls.ru