Комплекс, сейчас известный как Кремль, был построен во второй половине XVII века как резиденция ростовских митрополитов (поэтому другое название, под которым эта территория известна – Митрополичий двор).
В музейной части Ростовского Кремля я был лишь частично, знаменитых колокольных звонов не слышал, так что среди всего интересного, что есть в Кремле, я отмечу:
- интерьеры Успенского Собора и других храмов Кремля,
- коллекцию в Белой палате.
Крепостные стены навевают ассоциацию с украинским барокко. Причем такими они стали после реставрации, вызванной ураганом в 1953 году.
Так стены выглядели 100 лет назад (фотография Сергея Прокудина-Горского)
Это – современный вид стен
Автор cep_
А так выглядит церковь в стиле “украинское барокко”: Церковь-усыпальница Лизогубов в Седневе (тоже – конец XVII века)
Автор Alex Skosyr
Успенский Собор
Автор Дар Ветер
Внешнее убранство сейчас находится на реставрации, поэтому остается довольствоваться внутренним. Пожертвование за фото-/видеосъемку – 100 рублей, жесткого контроля нет (только совестный).
Первое, на что можно обратить внимание – узорчатый металлический пол
Зато – очень высок, и увенчан Иисусом на кресте
Кремлёвские стены
Известны тем, что в них снимали фильм “Иван Васильевич меняет профессию”. Однако без экскурсовода понять, где же какие сцены были сняты, не получается. Так что остается наслаждаться интерьерами церквей, которые характеризуются тем, что не имеют
Ростов имел своих митрополитов (православные консерваторы переехали в более молодой Ярославль), и Кремль был митрополичей резиденцией.
Вход в экспозицию – через Церковь Воскресения Христова (строительство и роспись – конец XVII века, при митрополите Ионе Сысоевиче).
Особенность всех церквей кремлёвских стен – что иконостас, как и роспись, идёт сплошняком по стене и ничем не разделяется.
Конкретно в Воскресенской церкви можно отметить еще и роспись на полуколоннах
Вход в Церковь Иконы Божией Матери “Одигитрия” – замурован
Другая надвратная церковь (над главными воротами) – Иоанна Богослова, примечательна резными расписными вратами.
А в целом – достаточно похожа по архитектуре на надвратную Воскресенскую церковь. Богатство росписи – схожее.
Последняя в ансамбле церквей маршрута “большого перехода” по кремлёвским стенам – это Церковь Спаса Нерукотворного образа, домашняя церковь митрополита Ионы и его последователей.
Как и другие церкви, она “вытянута вверх”, что заставляет поднять голову и увидеть оригинальную решение (и роспись) крещатого свода.
В сюжетах бросаются в глаза 4 зверя, символизирующих царства, не принявшие христианство
И изображения 7 грехов/пороков
Экспозиция в Белой палате
Среди представленного многообразия я отметил для себя в первую очередь коллекцию резных икон
Когда Христос изображается трехмерным (в теле, а не на картине) – сразу возникает ощущение чего-то католического, непривычного для русских мест