Костел Святой Анны был построен в конце XVIII Века, но известность Мосару пришла за 2 последних десятилетия, когда ксендзом стал уже тогда вышедший по возрасту на пенсию Юозас Булько.
Он умер в 2010 году в возрасте 84 лет и завещал похоронить себя на территории, которая теперь стала ассоциироваться с его именем.
Что касается территории, его желанием было сделать ее святой землей, и в результате долгие труды по облагораживанию приводят в Мосар туристов не только из Белоруссии, но и из соседних стран.
Карта территории – с надписями на русском языке
“Парадный” съезд с трассы Р3 на участке Глубокое-Браслав (см. верхнюю фотографию) виден издалека, но эта дорога на май 2011 года закрыта, и заезжать нужно уже из Шарковщинского района Витебской области.
На входе в территорию расположен памятник Иоанну Павлу Второму – в Западной Белоруссии, которая до 1939 года была в составе Польши, его изображения в религиозных учреждениях можно увидеть почти так же часто, как и Христа.
Сам же костел, как это часто бывает у католиков, вне службы был закрыт.
На первой аллее расположенные “таямницы хвалебныя, радасные, балесныя и святла”.
На каждой из них – список пожертвовавших на создание.
Вдоль аллеи – мини-зоопарк, где можно встретить даже такого страусов. А более привычные виды – гуляют по территории
Также можно увидеть каплицы – своеобразные молельни маленького размера (на снимке видны обе стены и крыша, а также молельный стол с доской для опускания на колени на уровне пола).
Может быть я что-то недопонял в назначении этого заведения, но выглядит очень по-протестантски и совсем не по-католически, где нет прямых бесед с Богом, а есть священник.
В нижней части расположены беседки на горках, аллея трезвости, дорога к роднику и на Голгофу.
Беседки на холмах символизируют сердца двоих влюбленных, а между ними – ворота со статуей Иисуса Христа, благославляющего возлюбленных.
А сами холмы расположены на острове в озере.
Часть святой земли была воссоздана и в ландшафте: из близлежащей горы была сделана Голгофа, на которую ведет дорога с крестами. Кресты может поставить любой желающий, встречаются как католические, так и православные – видимо, потому что у православных подобного комплекса сооружений нет.
А начинается дорога – со статуи Иисуса, несущего свой крест, и указывающего направление.
Кресты поставлены по принципу “то густо, то пусто”, и большая часть подъема в гору происходит на фоне ростков травы из асфальта – вполне возможно, символизирующих капли крови.
На верхушке же установлен большой железный 20-метровый крест, статуи, и заключительная часть крестов.
Успех ксендза Бульки заключается не только в том, что сделал заштатный деревенский костел туристическим оазисом, но и в то, что отучил (если верить интернету) всю деревню от пьянства (хотя по виду ее обитателей – не скажешь).
В расширение идеи в 2007 году была заложена аллея трезвости – теми, кто хочет избавиться от пагубной привычки, и теми, кто уже поддерживает трезвую жизнь.
На аллее трезвости расположены щиты с высказываниями про пьянство (надо сказать, во многих случаях несколько наивными и не берущими за живое), а также деревья, высаженные добровольцами.
Эта фотография – как метафора, выхода из темноты пьянства к свету трезвой жизни. На вершине горы помимо “пути к трезвости” – Моисей и десять заповедей.
Также на территории расположен музей – достаточно маленький, но с несколькими интересными экземплярами.
Помимо данных из истории деревни, встречаются также предметы быта. Например, детский манеж – в котором, пожалуй, можно лишь ходить по кругу.
Старинный бильярд с шарами, выкатывающимися при вставлении монетки в приемник. По словам смотрительницы, таких столов в Белоруссии только 2 (еще один – в Несвиже).
Календарь, в котором большая стрелка показывает месяцы, маленькая – дни.
Коромысло с эргономичными вырезами (хочешь – неси на одном плече, хочешь – на двух)
На другой стороне дороги облагорожено кладбище
Установлены статуи и каплицы, Дева Мария
А на дороге к деревне привлекает внимание коллекция малых архитектурных форм – корабль, акула и еще куча не бросающихся в глаза мелочей.
Итого: очень рекомендуется к посещению всем христианам, особенно католикам. Если не быть приверженцем христианства, некоторые моменты могут вызвать непонимание и отторжение – но в целом в любом случае нельзя не впечатлиться рукотворной красотой и трудолюбием людей, ее создавших и поддерживающих.
2 комментариев
“Может быть я что-то недопонял в назначении этого заведения, но выглядит очень по-протестантски и совсем не по-католически, где нет прямых бесед с Богом, а есть священник”
По этому поводу могу дать два комментария:
1. У католиков очень много индивидуальных молитвенных практик, они так и называются – “МЕДИТАЦИИ” (Катехизис Католической церкви-2002, Гл.III, ст.1,п.II) в отличии от супликации.
2. Эта часовня особенная: перед алтарной иконой Ветхозаветной Троицы (кстати, список с Рублёвской) помещена лампада с Благодатным Огнём доставленным из Иерусалима из Храма Гроба Господня в день, когда Пасха совпадала по Юлианскому и Григорианскому летосчислению.
Валерий, спасибо за комментарий, учту!