От своего знакомого, выходца из этого города, в голове осталось “Вышний Волочёк – кто не пьёт, тот дурачок”, однако романтическое “тверская Венеция” городу подходит всё-таки лучше.
Эпитет дан за обилие каналов, островов, и строение домов “одной фасадой” по петербургскому образцу.
Город находится Валдайской возвышенности, водоразделе бассейнов Балтийского моря+ Ладоги и бассейна Волги.
Указом Петра Первого для облегчения сообщения между морями была построена Вышневолоцкая водная система с многочисленными каналами.
А указом Екатерины Второй (стараниями губернатора Тверского и Новгородского Сиверса) Вышний Волочёк получил статус города и стал застраиваться каменными зданиями на столичный манер.
На фотографиях – Ванчакова линия (пешеходная улица односторонней застройки), мост через Обводный канал и Цнинский канал со стороны Острова.
Благодаря купцам для уездного города Вышний Волочёк был достаточно богатым.
Ванчакова линия названа в честь купца первой гильдии Ванчакова, впоследствии – городского головы.
Когда мало машин – ощущение, что действительно перенесся во времени и попал в дореволюционные времена.
Проспект Ленина. А по застройке – и не скажешь…
Угол проспекта Ленина и Екатерининской улицы
Достопримечательности
Их в городе можно открыть для себя неожиданно много.
Доминанта центра города – Богоявленский собор (середина XIX века), благодаря Обводному каналу расположенный на искусственном острове.
В нём он и отражается на фотографии
Мост через канал – и попадаешь на Центральную площадь города с одноименным названием, в сквере на которой – памятник сельскому портретисту Венецианову… и рядом с ним – почему-то Репину, который отношения к городу не имел и родился за 3 года до смерти Венецианова
Что интересно, когда его предкам при приезде в Россию давали фамилию, Вышний Волочёк уже был похож на Венецию, а связаны между собой Венецианов и тверская Венеция стали тогда, когда Алексей Гаврилович переселился под город с семьею по окончанию столичной службы.
Дальше по площади, на уже упоминавшейся Варчаковой линии – Драматический театр с памятником Екатерине Второй
По другую сторону от театра, на углу проспекта Ленина и Сиверсовой улицы – ярко-красное здание краеведческого музея
На углу театра проспект Ленина переходит в Казанский проспект, названный в честь давней покровительницы города – иконы Казанской Божией матери. Следующее за театром здание – примечательно архитектурно и отсутствием вывесок (кроме Билайна).
На другом конце Казанского проспекта – железнодорожный вокзал с памятником Петру и Михаилу Сердюкову, осуществлявшему государственное дело по строительству канала на свои деньги и получившему его в собственность.
Отдельно среди достопримечательностей можно выделить саму Вышневолоцкую водную систему.
Тверецкий канал (связывающий Цну и Тверцу) – старейшее сооружение системы и первый судоходный канал в России, был построен голланскими мастерами и назывался Гагаринским в честь княза Гагарина, который ими руководил.
На дальнем плане – мост трассы М10 “Россия”.
Другой канал в историческом центре города – Цнинский, делит его на две части: Городскую и Остров.
Как хорошая гоночная трасса, он сочетает в себе как повороты, так и длинные прямые участки
Каналы очень живописны и зимой
На островах напротив Собора, так красочно выглядящих со спутниковой карты, лишь парк с мостами (всего с автомобильными – более 30 в городе).
Памятный знак дает нам знать, что это – парк Текстильщиков
С Городской стороны в парк ведет только один мост, перед которым – памятный знак чернобыльцам
С другой стороны островов – Цнинский бейшлот, строение вроде бы примечательное, но на фотографии совершенно непримечательное.
Новоцнинская ГЭС – далеко от центра, уже на берегу водохранилища.
Еще дальше по берегу Вышневолоцкого водохранилища – усадьба Сердюкова.
Само же водохранилище в силу своего стратегического значения охраняется с колючей проволокой и табличками “Проход запрещен”, по крайней мере на протяжении федеральной трассы.
Еще вдали от центра хочется отметить ансамбль Казанского женского монастыря с великолепным Собором Казанской иконы Божией Матери (конец XIX века. Похожее сооружение стояло в Москве у Никольских ворот Китайгородской стены, но было снесено).
Монастырь закрыт для туристов, кроме служб в субботу вечером и воскресенье утром.
И памятник “автобусу-труженику” ЛиАЗ-677, расположенный у ворот автобазы на федеральной трассе
А если исследовать внешне неприглядные районы, можно обнаружить такие шедевры
Ванчакова линия, 55
На берегу канала со стороны площади расположены информационные щиты, на которых все достопримечательности подробно расписаны, и еще с помощью которых можно полюбоваться старыми фотографиями (откуда и была взята фотография вверху записи)
Провинциальные особенности
А теперь – небольшая неприглядная, “кронепьет-тотдурачковская” сторона.
К площади и Цне примыкают торговые ряды, находящиеся в достаточно плачевном состоянии, хоть и по-своему живописные.
Вот прекрасный образец романского стиля в кирпичном исполнении, смотрящий на Цну
И его портик с по-готическому нервюровыми сводами по-своему живописен
А внешне ухоженные Первые торговые ряды при ближайшем рассмотрении тоже оказываются обшарпанными.
Ну хоть своды достойные
Путевой дворец Екатерины Второй (как и в Торжке) сохранился в плохом состоянии (я его просто проехал мимо и не приметил). Они были построены по единому проекту, так что если интересно – надо ехать в Тверь, где хорошо сохранился последний дворец-близнец.
1 Trackback