Экспозиция ранее располагалась на Новой площади, напротив Политехнического музея в церкви Иоанна Богослова под Вязом, теперь же под музей отдан комплекс «Провиантские магазины» на Зубовском бульваре, но фактический вход – с Остоженки, не зная чего, приходится немного поплутать (справедливости ради надо сказать, что на сайте самого музея об этом написано).
Меня, как географического маньяка, естественно больше всего интересовало то, что связано с картами – а также виды старой Москвы.
В многочисленных было немало того, что удовлетворило мой интерес.
Зал «Древняя и средневековая Москва»
В зале много предметов интерьера и быта, но мое внимание привлёк макет средневекового Кремля.
Обращают на себя внимание не только рвы вокруг стен и большое количество церквей и монастырей на его территории (факты хорошо известные), но и бастионы у отдельных башен (не сохранились), скромность царской резиденции (занимала меньше пятой части по площади и наличием особенных излишеств не отличалась).
Царь в те времена жил рядом с народом и боярами за одними стенами, и люди жили скромнее, и правители были скромнее.
Вид на Ивановскую площадь от Спасской башни.
На стене – объемный макет с Китай-городом и Белым городом.
Зал «Возрожденная Москва»
На плане темным отмечены выгоревшие в 1812 году области, светлые – оставшиеся.
Если по площади, выгорело где-то половина жилой Москвы, осталось 2655 домов.
Удивительно, как не выгорели Мясницкая и Тверская части, оказавшиеся меж двух огней.
Следующий план примечателен подробным списком всего, что стоило отметки в Москве: 8 соборов, 21 монастырь, 240 церквей (так что всего шесть сороков их было, если не считать монастырские, а не сорок), также список казенных зданий и описание частей города, где какие (орфография сохранена) вороты, булевары и площади.
Что еще примечательно – это место под строительство Храма Христа Спасителя, которое по всем канонам было выбрано на Воробьевых горах.
Особенный интерес вызывают виды Красной площади.
На картине неизвестного художника можно наблюдать, какими классицистическими были Верхние и Средние торговые ряды (отстроены в 1815 году по проекту Осипа Бове, и как ни странно, не из-за пожара 1812 года).
Сначала, думается, что и тогда было полно протестующих против сноса такого примечательного в архитектурном плане здания.
Но следующая фотография развевает иллюзию.
Здание было не сдано по частям в аренду, а распродано по кускам, и в результате ни разу не ремонтировалось и пришло в негодность.
Памятник Минину и Пожарскому (до 1931 года) находился в середине площади, а не у Покровского Собора. На месте Исторического музея находилось здание Земского приказа.
Спасибо пользователю boaty сайта wikimapia.org, эта картина загружена в гораздо более удачном виде
На картине Айвазовского – не только удивительный изгиб реки (чему подтверждение будет ниже), но и колокольня Ивана Великого выше Храма Христа Спасителя, что совершенно точно не соответствует реальности, в чем можно убедиться по фотографиям из этой же точки.
Вот таким увидел Москву с высоты птичьего полета французский художник.
Одна только эта картина достойна запечатления в глубоких-глубоких деталях, потому что на оригинале отчетливо видно и Сухареву башню, и Николаевский вокзал, и Высокопетровский монастырь, и много чего еще.
А невооруженным взглядом видны плотная застройка на Васильевском спуске и здания на нынешней Манежной площади и гостиницы «Москва».
Среди снесенных кремлевских построек был храм святой Екатерины Вознесенского монастыря, спроектированный Карло Росси в неоготическом стиле.
Интересная задумка подсказывать место съемки с помощью подсветки карты, но скорость переключения сделана слишком быстрой, чтобы в голове всё устоялось (или я старею?), и расстояние слишком большое, чтобы стоя у карты, нормально разглядеть фотографию.
Зал «ХХ век. Лица эпохи»
В зале помимо большого числа исторических экспонатов и даже машин (еще недавно 401й и 403й Москвичи ездили по улицам города, а теперь уже стоят в музеях) было много детей, с которыми проводили специальное мероприятие.
Дети одновременно были и увлеченными новой информацией, и замучанные необходимостью отгадывать вещи в анкете, которую им нужно было заполнить.
Особое ощущение вызывают кадры 70-80 годов в музее – которую вроде бы удалось еще застать, но которая уже давно история.
На стенах – экпозиции недавно умерших знаменитостей, и если экспозиция по Зыкиной, Мордюковой, Сергею Михалкову вопросов не вызывают, то за какие заслуги там оказался печальный «иванушка» Игорь Сорин?
Иностранные экспозиции
В музее периодически проходят выставки экпонатов из других музеев мира, мне довелось застать Сеул и Краков.
Экспозиции интересные, но перевод в них явно хромает.
Такое впечатление, что переведено было каким-то роботом, который не в курсе, что фамилия польского поэта – Мицкевич, а главная католическая святая зовётся Пресвятой Девой Марией, ну в крайнем случае Наисветлейшей.
1 Trackback