В ближайший к моему дому областной центр (не считая Москвы) я хотел попасть давно.
Сначала сложился интерес к городу; потом, при более детальном рассмотрении достопримечательностей – он упал, и наконец – после свершившейся в начале 2011 года архитектурной революции, он появился вновь.
Основными причинами поездки было то, что не встречалось в других краях ранее:
- Морозовский городок – образец промышленной архитектуры в стиле модерн,
- массивный Собор Воскресения Христова – также в стиле модерн, построенный к 300-летию царствия Романовых в “золотом” 1913 году,
- мечеть в неомавританском стиле.
Все 3 “главных вещи” – примерно одного времени постройки.
О Морозовском городке – отдельная запись. Времени я провел и материалов наснял примерно столько же, сколько и в остальных местах Твери вместе взятых.
Что касается мечети, то неомавританский стиль – один из моих любимых (после посещения Куала-Лумпура), но в Москве он встречается достаточно редко. Увидел удачную фотографию мечети, я сразу же отметил для себя ее в плане.
Реальность, как это часто бывает, впечатлила не настолько. Маленькая мечеть со всех сторон окружена деревьями, и можно только глазами любоваться ее деталями, но ракурса для удачного кадра я не нашёл.
А собор – он прекрасен.
Нависает над Пролетарским районом издалека.
Увидев его вживую, мне стало понятно, что ни одна ранее увиденная фотография его массивность не передает.
Взглянув на свою, я понимаю, что и моя не передает тоже.
Зато передает массивность фотография стоящей рядом церкви во имя Царственных Страстотерпцев.
Пока идешь по Христорождественскому монастырю – проходишь через надвратную церковь со сферическим пространством между воротами, дающим потрясающую акустику.
Ну а в остальном – монастырь как монастырь.
Впечатление
Особенного впечатления от города само по себе не сложилось, а цели получить его – не было, я предпочел двинуться в область дальше.
Вроде не всё так страшно, как могло быть или казалось.
В городе немало парков, площадей, хороший фонтан на Комсомольской площади.
Водителю бросается в глаза множество трамвайных путей с почти полным отсутствием на них трамваев. Наверное, многие маршруты из-за убыточности уже успели закрыть, а сделать из трамвайных путей автодорогу – нет денег.
Помимо этого неоднократно встречаются “трамвайные перестроения”, когда с разделительной полосы переходят в крайнюю, и приходится по непонятной траектории их преодолевать.
Детали
Тверь старается быть дружелюбной к туристам, поэтому информационные таблички продублированы на английском. Здесь она в самом дружелюбном варианте “плоская стена”, чаще приходилось видеть обычный стенд в виде треугольной призмы, где английская сторона, как самая непопулярная, естественно, смотрит на самую неудобную сторону.
Напротив мечети – костёл, построенный на польские средства со службами на польском языке.
Как повсеместно окружающие их православные (и косящие под них), они также постарались соблюсти свой шрифт.
Но вот мягкий знак перепутали с твердым.
Похожие шрифты соблюдают не только православные, а и просто косящие под/напоминающие про старину.
Весьма достойный сделан военный мемориал. Причем применено интересное композиционное решение: территория разделена запрудой реки Тьмаки на 3 части, соединяемые 2 мостами, к мостам нужно спуститься по лестнице, а прямо напротив лестницы – вечный огонь.
Мосты очень популярны у молодоженов, размещающих здесь свои замки. Но налицо диспропорция: если мост по дороге к храму замками переполнен…
…то мост к мемориалу интернационалистам – практически пуст.
Зато там – висит замок-гигант.
На крайнем полуострове, у мыса на стрелке Тьмаки и Волги стоит церковь канонизированного князя Михаила Тверского – редкий пример удачного решения под старину. И неудивительно, что в городе определенный культ Михаила Ярославича, при котором Тверь соперничала с Москвой, а сам он был великим князем всея Руси.
На захоронении имена указаны по иерархии: сначала – герой, потом – по убыванию звания.
Набережная Степана Разина выстроена по петербургскому принципу “единой фасады”, поэтому в каждом доме – своя арка.
Причем отдельные арки выполнены в виде модерновой “линии Орта” – несмотря на то, что сами фасады относятся к более ранним времена.
Пушкин – всему голова.
Знаки для лошадей, которые я сначала принял за кошек.
Табличка свежая – но уже трескается.
Кто не знает – того не может не поражать герб города: корона на табурете. Ну и формулировка на табличке тоже ничего.
Поди отгадай (если не знаешь), что такое “б-ка имени Горького”.
Еще очень впечатляет гигантская конвейерная подача на ТЭЦ-1.
Это уже – Морозовский городок, которым я и продолжил изучение города.