Самый известный комплекс пирамид майя поразил совершенно не самой растиражированной пирамидой Кукулькана (она же – EL Castillo, далее по тексту – просто пирамида).
От нее как раз – никаких эмоций.
Ну пришёл, ну увидел. Миллион раз она попадалась на глаза и практически натерла мозоль еще до первого живого визита.
Единственный интересный ракурс – увидеть черту “до и после”. Неотшлифованная левая часть смотрится что ли более живой (хотя на лестнице неотшлифованная часть – почему-то правая).
На выставке в Мериде можно было найти фотографии еще более раннего периода, когда реставрация еще толком не началась.
Более интересно, также, что раз уж на нее нельзя забираться людям – на ней хозяйничают птички.
А раньше, когда на пирамиду можно было забираться, людей особо меньше не было, зато было как-то душевнее и интереснее.
Главный недостаток Чичен-Ицы – это невозможность без конфликта с охраной куда-либо подняться, и необходимость смотреть на всё снизу вверх.
Но чтобы понять это – нужно было съездить в Ушмаль и почувствовать разницу.
Для любых пирамид майя справедливо правило приезжать для визита к началу работы (к 8 утра), чтобы как можно меньше столкнуться с толпами народа.
С учетом, что в Москве в это время было 7 вечера, а полностью переходить на местное время у меня не было ни желания, ни необходимости, в этом не было никакой проблемы. При выезде в 6 утра из Тулума 150 км дороги заняли как раз примерно 2 часа.
Чуть после восьми – и мест на парковке уже не так много, и уже стоит очередь за билетами. Но совершенно при этом не ожидаешь, что после выхода в полпервого яблоку на парковке вообще будет негде упасть, и из-за проблем с парковкой растянется пробка на въезд, и никто не будет иметь возможность по мексиканской традиции проверять билет на выезд.
Очередь за билетом рождает сюрприз: после покупки одного билета за 120 песо нужно отстоять другую очередь и купить другой билет на вход за 57 песо (парковка – 22 песо, на всё про всё – 199 песо (~500 рублей): такса стандартная, в Ушмале цены – один в один, только там оба билета на вход продают в одном окне). Почему в Ушмале федеральная и региональная кассы смогли договориться между собой, а в Чичен-Ице – нет, остается загадкой даже местным охранникам.
Территория археологического комплекса – поистине огромная, в ней легко заблудиться, даже не обладая топографическим кретинизмом, и спокойным шагом можно гулять по территории 4 часа.
Самая впечатляющая часть комплекса – это тысяча колонн, растянувшиеся на несколько кварталов города, выходящих как на центральную площадь (где пирамида), так и образующая самостоятельную площадь собою.
Этот край за деревьями выходит на пирамиду.
Смотрится интригующе, особенно учитывая, что с одной стороны – проход запрещен, а с другой – никаких знаков, и формально наверх можно залезть, не нарушив ни одного увиденного запрета, но при этом будучи в глазах остальных злостным нарушителем.
Впрочем, разрешенная к проходу часть – это стена, которую покорить можно, но непросто, а запрещенная – это сами колонны за этой стеной.
Впрочем, надо сказать спасибо, что при переходе от главной пирамиды к храму воинов оставили проход через колонны (а не разрушили их для расширения прохода или закрыли листами, например).
Вроде это просто банальная перспектива, когда куча одинаковых объектов стоит в ряд – а всё равно так и просится в кадр (хотя не понятно, что с этим делать).
А потом оказывается, что вовсе и не одинаковые объекты-то (крайние – квадратные, средние – цилиндрические). На заднем плане – собственно фасад храма воинов.
Ну ведь правда более интересный объект для изучения, чем одинаковая со всех сторон пирамида, отличающаяся разве что степень лощености граней, разве нет?
Отдельные элементы упали на площадь и теперь находятся отдельно от общей кучи.
Площадь, надо отметить, весьма приятная своей зеленью. Нельзя сказать, деревья выросли уже в послемайянское время, или остались с того периода – но получилось в любом случае хорошо.
По размеру колонн можно судить об исходной конструкции (что была двускатная крыша)
Доисторические крестики-нолики
Прежде чем дойти до храма воинов, наш путь лежал на юг, к комплексу Las Monjas (“монахини”).
И, надо сказать, туристы не очень жалуют вниманием этот край – после толп возле пирамиды и ближайших к ней мест гулялось вольготно, и хотелось понять, а куда же подевались все эти люди, которые оккупировали парковку.
Так что если захочется свободы и спокойной прогулки – идите на юг, подальше от пирамиды.
А продолжился путь – походом к священному сеноте, который из-за больших размеров воронки таковым не выглядит (а просто смотрится грязным горным озером). На фотографии оно – на фоне ящера.
Надо сказать, что пресмыкающиеся чувствуют себя вольготно по всей территории комплекса.
И если птицы – хозяева наверху, то они – хозяева внизу.
Аналогично впечатляющую кучу масок я планировал застать в Кабе́, но та куча – в общем-то не впечатлила.
И уже под палящим солнцем, когда казалось, что всё, что можно увидеть, уже увидено, и хотелось бросить всё и закончить прогулку – как вспомнился совершенно забытый объект, который никак нельзя пропустить.
Самое большое поле для мезоамериканской игры в мяч.
Если головы змей у подножья пирамиды не бросались в глаза, то здесь мимо них было сложно пройти.
Старательно по кирпичикам восстановленную стену (обратите внимание на номера) оттеняет грязь и лужа. Зной зноем, но ровным и чистым от этого поле не становится.
А вот теперь можно и расслабиться.
Мне сложно вспомнить, по какому бы комплексу я гулял четыре часа.
Именно своим многообразием и многочисленностью построек цепляет Чичен-Ица, а не пирамидой Кукулькана.
И впечатление было бы совсем другим, если бы было можно, как раньше, увидеть и тысячу колонн, и храм воинов, и поле для игры в мяч сверху. Теперь же остается только довольствоваться соответствующими фотографиями.