Кóрдова (Córdoba). Mezquita, или кафедральный собор

Если в Толедо я еще потратил немного времени, чтобы посмотреть хоть что-то, кроме собора, то в Кордове, исторический центр которой также отнесен к списку всемирного наследия, я даже не пытался куда-либо кроме жемчужины города пойти. Всё время было отведено на Севилью, куда я направлялся дальше.
Впрочем, из-за проблем с парковкой на северной стороне мне пришлось припарковаться на южной, и идти от машины к мечети по римскому мосту. В мои планы он не входил – но сам собой появился интересный ракурс, который оставалось только не упустить. На переднем плане в кадре – ворота моста, слева – колонна архангела Рафаила.


Здесь, кстати, достаточно отчетливо (как обманчиво кажется), видны христианские надстройки.
Мусульманский объем возвышается только на 3 этажа (которые легко посчитать по аркам). Всё остальное надстроенное – это христианское. Запомните эти эллиптические окна – мы их еще увидим.
(на самом деле, ближайший восьмиугольный купол – тоже мусульманская постройка, и изнутри это будет хорошо видно)

Правда, еще до того, как на этом месте была построена мечеть – еще раньше населявшие эту землю христиане сюда в церковь. Ее фундамент католики-испанцы бережно сохранили и показывают за стеклом под полом . смотреть там, правда, не на что, да и кадр без штатива получается смазанный (если не нарушать запрет на вспышку).

Прочувствовать, что разные объемы были построены в разное время, можно по совершенно неожиданно поджидающим неровностям пола

Мусульманское

Собор-мечеть представляет интерес не только своим необычным совмещением мусульманского и христианского в одной постройке – но и блестящим архитектурным уровнем мавританского стиля. После того, как в Малайзии я с ним познакомился (а индо-сарацинские мусульманские постройки – также на него похоже), возник интерес к этому стилю, и мечеть Кордовы – один из самых блестящих примеров воплощения.

Если попытаться выделить, что конкретно цепляет (если ответ “всё целиком” не устраивает) – то это отделка, арки и регулярность.
Главная сокровищница

Шедевром мавританского стиля в частности и исламской архитектуры в целом признано пространственное решение, когда восьмиугольное внутреннее пространство с помощью перекрытий образует не только купол, но и еще один восьмиугольник внутри.


Свет, разделяемый узорами на окнах на несколько линий, лучше заметен с другого ракурса

Одинокий луч во всем пространстве мечети смотрится просто волшебно

Если в прошлом случае восьмиугольник из каменных перекрытий образовывался прямыми линиями, то здесь получается только квадрат – но зато из дерева, и перекрытия – в виде фигурно-луковичных арок.

Еще одно решение с перекрытиями. И совершенно незаметным в этом кадре остается статуя распятого Христа

Магические коридоры клинчатых сводов арок в форме подковы (а справа на переднем плане – еще не бросаются в глаза, но уже видны классические решения: здесь – пилястры с каннелюрами; да и слева на колонне уже виден рельеф)

Ну и порядок расположения колонн очень впечатляет.

Колонны поставлены в прямоугольном порядке, диагональ прямоугольника имеет угол 30 и 60 градусов к сторонам, в результате под этими углами образуются нефы (помимо очевидных пространств вдоль сторон прямоугольника)

Христианское

Большая площадь мечети позволила при перестройке в собор разместить нереальное количество приделов.
Их – шестьдесят (60)!
Все соборы, в которых я был ранее, имели не больше 30 (что и так достаточно много).
Кажется, что они просто бесконечны, а они всё продолжаются и продолжаются.
И если приделы, расположенные по периметру основного каркаса здания, по-прежнему такие же тусклые, как и всё мусульманское в этой постройке, то другие христианские строения выстроены на контрасте – светлые и с большим количеством бросающихся в глаза деталей (скульптуры и не только).
Из прочих своей реалистичностью мне запомнилась скульптура Августина

Там же, в одном из приделов

Сокровищница (подобное готическое строение из золота мы уже видели в Толедо и еще увидим в Севилье).

Перекрытия в соборе – не характерные для готики классические нервюровые, а со своеобразными узорами (не забудьте обратить внимание на купол).

Если посмотреть внимательнее более насыщенный аналог – можно разглядеть горельефы

Вот оно же, но общим планом, с ранее показанными куполом и эллиптическими окнами (вспоминаем начало записи и кадр с другой стороны реки)

Витраж (более светлый) – крупным планом

Такое же оформление потолка – над светлым хором

Теперь потолок и скульптурная группа – по отдельности

С другой стороны темной скульптурной группы – светлая композиция (Наверное, такое противопоставление светлого и темного тоже имеет свой какой-то смысл)

Рельефы над стульями (это мы тоже видели в Толедо)

Чтобы сложилось более-менее адекватное впечатление об алтаре, его стоит показать с нескольких ракурсов.
Общим планом.

И крупным планом.

Оформление католических скамеечек

Мусульманское и христианское

Готическая стрельчатая арка и мавританский фигурный орнамент.

Христианские скульптуры – и всё тот же орнамент

Потолки, арка в форме подковы – и христианская картина

И, наконец, взгляд снаружи: закрытый портал – от мавров и венчающая башня со скульптурами – от христиан

Итого

Несмотря на то, что главная причина, по которой собор-мечеть попал в мой маршрут – это мавританские интерьеры, христианское тоже впечатлило, и кадров осталось больше. Правда, это не свидетельствует, что впечатлило больше мусульманского – просто при наличии запрета на изображение Бога всё мусульманское однообразно, оно берет глубиной, масштабностью, нежели шириной, в то время как христианские постройки берут разнообразием. Правда, с учетом, что соборы Толедо и Севильи впечатлили меня больше – видимо, в общем и целом христианское разнообразие более “мое”, чем мусульманские масштабы. Правда, тем не менее, впечатление от необычного собора-мечети Кордовы больше, чем от храма Святого Семейства в Барселоне.

И что касается города в целом – пробыл я в нем недолго, толком ничего кроме собора-мечети, узких улиц и моста не увидел, но в любом случае желания вернуться в этот город у меня не возникло.

Что же касается города в целом, то особенного желания в него вернуться он у меня не вызвал. Специального внимания собственно городу я не уделял – но так и осталось не понятным, почему же именно весь город (а не, например, только собор-мечеть) включен в список всемирного наследия, коль скоро ничего особенно уникального в нем нет (более интересный Алькасар – в Севилье, старые узкие улочки – есть и в Толедо; да, здесь город на равнине и не нужно ходить вверх-вниз – но по мне квартал Святого Креста в Севилье – не менее интересный; хороший вид на центр с высокого берега реки на его восточной окраине – ну так с Хиральды вид еще интереснее). Так что собор-мечеть посмотрели, впечатлились, а возвращаться еще раз в город – причины особенной нет.

Оставить комментарий

Войти с помощью: