Толедо: Кафедральный собор и не только

Времени у меня на Толедо было отведено мало, город сам по себе не значился в основной программе, а появился лишь поскольку находится относительно по дороге в Андалусию. Поэтому я решил посветить ему полдня, с расчетом, что если город понравится – из-за относительной близости к Мадриду в него можно и вернуться, а если нет – можно двигаться дальше. Впечатление от собора затмило всё остальное, и поскольку на Толедо получилось еще меньше, чем полдня, практически ничего больше по крайней мере на фотографиях не осталось.

То ли общий вид собора показался мне слишком банальным, то ли я слишком торопился – факт тот, что этот ракурс оказался запечатлен только ночью, вместе с ледовым катком, который притягивал всё внимание туристов в темное время (третья причина – каток забрал себе самый лучший ракурс).

Первым взгляду туриста обычно предстает северный портал, загадочно проявляющийся сквозь узкую улочку, и это называют распространенной ошибкой – пытаться зайти с этого входа.

Хотя никакая это не ошибка – на портале есть на что посмотреть. Как минимум – на это средоточение скульптур.

Или на часы с одной стрелкой (примерно так работает современное искусство: представляешь что-то старое по-новому – и уже вроде как новое произведение получается).

Но – поскольку войти в собор с севера можно только на несколько метров (а дальше – решетка), нужно двигаться дальше.

Самый презентабельный (хотя бы с точки зрения возможности обзора) – западный фасад, находящийся напротив городской администрации (ayuntamiento).

Недостатка в скульптурах нет не только на нижних ярусах, но и наверху. Правда, всё то, что расположено в нишах над порталом, с земли практически не видно.

Непосредственно вход в собор находится с южного фасада. Он тоже не лыком шит, хотя конечно ввиду узости улицы многих деталей просто не разглядеть. Но и снизу разнообразия столько, что львов, возглавляющих каждую колонну ограды, можно и не заметить.

Если следовать предложенному аудиогидом маршруту, одним из первых взору предстанет многометровое изображение Христа

Могила кардинала Мендосы за границей хора

Отличительной особенностью собора, его архитектурной изюминкой является “El Transparente” – скульптурная композиция, освещаемая естественным светом, попадающим в собор сначала через окно, потом – сквозь скульптурную группу пространство за алтарем, которое как-то в храмовой архитектуре называется, но я не нашел, как.

Но света этого решительно не хватает, и хорошо заснять непосредственно саму дарохранительницу, на которую этот свет падает, хорошо не получается.

Самое интересное после El Transparente находится в центре собора – это алтарь и хор.
Детали алтаря можно изучать и запечатлять достаточно долго, я ограничился общим видом (который в таком масштабе, конечно же, полной картины не передает – потому и смотрят такие вещи вживую, а не ограничиваются изображениями на экране). Общее число скультур здесь наверное под сотню.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

В хоре расположена скульптура-образ улыбающейся Мадонны. Треугольники справа образованы одним из органов (всего их в соборе 4)

В хоре органов 2, у каждой из стен

Стены хора украшены барельефами (внизу на заднем плане), скульптурами (вверху) и мраморными колоннами

Под ними – сиденья, где над спинкой в виде барельефа изображен какой-то из сюжетов, да и остальные части тоже не отстают по проработанности отделки.

Теперь можно перейти и к вещам попроще – многочисленным капеллам.
Потолок Sala Capitular хранит маврский след. Как и многие другие города Испании, Толедо был во владениях мавров.

В следующей комнате залы – портреты всех настоятелей собора, от возникновения до наших дней. Первый ряд портретов уже замкнулся, так что еще в средние века пришлось пойти по второму. Сейчас в нем мест остается еще достаточно.

Первые настоятели

Могилы в одной из капелл, идентифицировать которую из дома мне так и не удалось

Стоит помнить, что собор в Толедо имеет не только архитектурную, но и художественную ценность, имея несколько залов с картинами известных мастеров. Вот тебе и в музей ходить не надо (или, как вариант, посмотреть для затравки и возбуждения дальнейшего интереса к музею)
Центральное место занимает картина Эль Греко “Expolio”

Среди прочих можно отметить Тициана, Веласкеса

Рубенса

Интересную картину основателя венецианской школы Беллини

Интерьер галереи собора

Следующий пункт художественной программы – сокровищница. Его центральный экземпляр – дарохранительница из золота, которая находясь в готическом соборе, тоже стилизована под готику

Причем сделана она не просто из “ниточек”, а из многообразия микроскульптурных элементов

Такое впечатление, что архитектурное решение потолка тоже несет исламское влияние, хотя может быть, форма восьмиконечной звезды получилась случайно

Также хранятся оригинальные наряды епископов

Кастилио-леонская мантия (как я потом пойму в Poble Espanyol, замок – герб Кастилии, лев – герб Леона, вместе они образуют герб Кастилии и Леона. Всё вроде бы очевидно, но когда не знаешь – в глаза не бросается)

И трофеи от мавров

Но и это еще не всё. Последний элемент – клуатр (окруженный галереей внутренний двор), оформленный многочисленными картинами

Народу до него доходит мало, так что встречаются и такие недоделки реставрации

Это же встречается и в очередных гробницах

И в проеме с мавританским влиянием

Единственный вид на колокольню в дневном свете (точнее, почти уже в его отсутствие), который понравился

Впечатление, конечно, ошеломляющее. Ничего подобного ранее (в такой концентрации) я не видел, и можно смело сказать, что на земле русской таких щедевральных соборов нет (иностранные же я пока практически не видел).
Собор в Толедо стал самым большим впечатлением от культового сооружения – на сутки, пока я не увидел собор в Севилье.
Храм святого семейства в Барселоне я к тому моменту уже видел – но он еще в таком же многовековом процессе постройки, и равноправно сравнивать их между собой можно будет после окончания строительства (до которого мы еще не факт, что доживем)

Толедо ночью

Дело близилось к ночи, и поскольку днем я ничего в городе практически посмотреть не успел, а утром я уже планировал двигаться дальше, ничего больше не оставалось, кроме как восполнять пробел ночью.
(южный) портал львов, на котором я снова не разглядел львов

Для туриста приятно, что в Толедо, в отличие от Барселоны, на ночном освещении не экономит, и смотреть достопримечательности можно не только днем. Справа на центральной площади – каток, который занял собор лучший ракурс для съемки главного фасада собора

Как оказалось, каток и центральная площадь забирают себе весь туристический трафик, и если до нее центральная улица переполнена, то после – практически полная тишина

Я люблю гулять по улицам в одиночестве, но только если не ночью в незнакомом городе, начитавшись страшилок про криминальность старого города Барселоны, да еще с полной кучей денег (все носил с собой).
Словом, в ночном Толедо мне было стремновато.

Teatro re Rojas

Самый интересный пункт программы в городе после собора (если вообще после собора могут остаться интересные пункты) – монастырь San Juan de los Reyes. Есть еще церковь святого Фомы (Iglesia de Santo Tome), где находится самое известное полотно Эль Греко – но в самой церкви его нет (для туристов специально написано большими буквами: ЗДЕСЬ – ВХОД НА СЛУЖБУ. КАРТИНА ЭЛЬ ГРЕКО РАСПОЛОЖЕНА С ДРУГОГО ВХОДА). Но как-то я за ней не гнался, вход был непонятно где, ее ренессансная башня как раз не подсвечена по-моему, так что я пришел туда, куда намеревался – на восточный край центра города, к монастырю

И снова спасибо толедцам за возможность делать фотографии без вспышек, когда освещение памятника по сути становится уличным

Дальше я прошел мимо прочих построек, и только одна из них (которую сейчас так непросто отыскать на карте), с высоким шпилем и искусственно выровненным двором, вызвала во мне желание сделать кадр – но здесь уже то ракурса не хватало, то подсветки.

Что еще?

Историческая столица Испании (а до ее образования – Кастилии), город Толедо очень живописно расположен на крутых берегах реки Тахо, делающей вокруг города изгиб. Одной из целей поездок было полюбоваться панорамой города, тем более что предоставилась возможность сделать это в закатном свете.

К этому кадру, я откровенно говоря, припоздал, да и ту площадки для съемки, как хотел, я не нашел. Фотографии в гостинице, где я остановился, были с гораздо более интересного ракурса. Да и собаки с близлежащих владений не были в восторге от неожиданного соседства. Я могу только сказать спасибо их чувству границ, потому что они совершенно свободно спрыгнуть с забора и высказать мне всё, что обо мне думают, в гораздо более приватной обстановке. Понятно, что запрыгнуть обратно им было бы тяжеловато – но кто из собак принимает этот факт во внимание, когда надо спрыгивать?

Расположение на крутых берегах обуславливает холмистый рельеф города. Здесь и далее имеется в виду старый город – его новая часть лежит на плоской равнине, в то время как старая часть – на несколько десятков метров выше, нависая на горе над окружающим пространством.
Если посмотреть, где строили те же древнерусские города (Киев, Владимир, Псков, Москва, Нижний Новгород), они разрастались с крупных холмов у реки/слияния рек. Но высота, на которой расположился Толедо, это совсем другой уровень. Соответственно, углы подъема тоже гораздо круче.
Но если на машине это проделывать просто прикольно, то выписывать такие кренделя пешком – дело достаточно трудоемкое. Постоянные подъемы, спуски, а потом снова подъемы, быстро изматывают, и непринужденность от прогулки пропадает.

При этом, старый город, несмотря на всю его транспортную неприспособленность (машины парковать негде, автобусы ходят только по считанным улицам, а по некоторым из-за узости и уклона и не проехать-то никак) продолжает оставаться популярным местом для жизни. С наступлением темноты и уходом с центральной улицы местных жителей становится больше, чем туристов, и выглядят они именно как местные, которые в ближайшем переулке сейчас завернут к себе домой.

Прекрасно выглядит и железнодорожная станция в неомавританском стиле. Я наблюдал ее лишь под покровом ночи, на освещении как внутри, так и снаружи, было сэкономлено, и мне остается только привести фотографию почти столетней давности, висящую на одной из стен вокзала.

Еще можно отметить, что вещи каждого пассажира сканируются перед посадкой (не страшно, что он может взорвать вокзал – важнее, что он может взорвать поезд и парализовать движение на участке). В Гранаде при посадке на поезд в Барселону такого не было. Да и у нас в подмосковных электричках такого тоже нет (если было бы, то проверочных лент на основных платформах надо было бы ставить штук 20, чтобы справиться с пассажиропотоком)

И теперь немного деталей.
Карты центра города располагают не только перед глазами, но и под ногами. Читабельность, конечно, с учетом невыровненности, конечно, не очень.

По “вывеске” на дворце правосудия понятно, что “de” раньше писалось одной буквой

Сушка белья над узкими улицами выглядит очень душевно.

“Кондиционер”

Интересны и живописны также городские стены и ворота всё в том же моем любимом мавританском стиле – но конкретно они меня как-то не вдохновили на съемки.

Итого

Визит стоил того, собор не то слово как впечатлил, остальное либо неинтересно, либо так себе, так что полдня оказалось достаточно, и вместо детального изучения увиденного я лучше предпочту посмотреть что-нибудь новенькое (а там уже решать, вникать мне в детали или нет)

Оставить комментарий

Войти с помощью: