Варшава

Столица Польши оказалась самым неинтересным городом в мою майскую европейскую поездку, с наименьшим количеством фотографий, чему конечно же поспособствовала серая погода, под стать самому городу.
Тем не менее, в городе есть на что посмотреть.

Старый город

Основные туристические достопримечательности города меня не впечатлили. Если видеть в первый раз, то характерное для Речи Посполитой барокко, конечно, впечатляет, но я его насмотрелся в Белоруссии, а ничего уникального по сравнению с увиденным в Варшаве нет. Так что переходим сразу к деталям.

Особенность, бросающаяся в глаза в историческом центре – узоры и рисунки на стенах в технике сграффито. Старый город Варшавы можно смело назвать городом сграффито. На фото – Rynek Starego Miasta.

Барельеф

Меня впечатлило здание почты (на втором этаже которого, на углу рынка старого города, находится обменник), но на фотографии практически не видно красивых циферок окошек и прочих деталей старины.

На площади Rynek Nowego Miasta самое интересное – это медведь с египетским фараоном на щите.

И солнечные часы с другого края площади.

Между двумя рынками – дом-музей Марии Склодовской-Кюри, на стене которого – интересная композиция на тему открытых ею элементов полония и радия.

И – своеобразная памятная экспозиция у костёла святого Гиацинта (доминиканского ордена).

В начале Краковского предместья – эспозиция истории еврейской организации «Бунд»

Помимо экспозиции черты оседлости в Российской империи, самым интересным является непривычное для идиша и вообще еврейского искусства оформление в стиле ар-нуво.

Там же – звонница со смотровой площадкой. Я изначально предполагал (по фотографиям оттуда), что там ничего особенно интересного, но всё-таки пошёл на нее. Самое интересное, что там было – это колокол.

Варшавяне хорошо помнят свое гетто, его границы нанесены на асфальт (как и линия Берлинской стены, а вот в Зеленограде рубеж-1941 оказался не под силу).

Еще одно, что нужно упомянуть про старый город – это исторический музей (Muzeum Historyczne m.st. Warszawy).
Сейчас большая часть его экспозиции закрыта на реконструкцию, так что самое интересное из оставшихся экспонатов – это фильм из фотографий Варшавы конца XIX века. Или – лестница с перилами в виде собаки.

Также водят экскурсию в пивницу (piwnica) в подвале здания, где дают гигантский раздаточный материал (этим они меня реально удивили).

Помещения пивницы достаточно интересны, и хотя понимал из экскурсии я достаточно мало, времени, проведенного на ней, всё равно не жалею.

Реставрацию помещений (как и всего старого города) провели очень грамотно, в исторические (или всё-таки новодельные?) интерьеры вписаны розетки, разводка и т.п.
Вот еще, допустим, колодец.

За пределами старого города

Вне зависимости от политической направленности, интересным вышел памятник убитым на востоке полякам (имеется в виду, убытым СССР при захвате восточной территории Польши в 1939 году, Pomnik Poległym i Pomordowanym na Wschodzie)

На шпалах – всё знакомые города Белоруссии и Литвы, может быть и Украины

Часть города по другую сторону Вислы от исторического центра называется Прага. Но с названием столицы Чехии его не путают, потому что район – это Praga, а столица Чехии – это Praha.
Барельф

Скульптуры с башнями костёла архангела Михаила и святого Флориана

Повсюду здания охраняются конторой, которая почему-то в качестве названия выбрала себе «Ювентус»

К юго-западу от старого города, рядом с Большим театром – вот такая стена, несколько испорченная столиками кафе. Сам Большой театр, на фотографиях казавшийся монументальным и интересным на уровне своего московского тезки, вживую не впечатлил.

Ну и конечно, одной из самых интересных достопримечательностей вне старого города является сталинская высотка Дворца культуры и науки с публичной смотровой площадкой в галерее на 30-м этаже, чего так не хватает в МГУ и других московских высотках.

Погода, как внимательный читатель может помнить, была не ахти, поэтому вид старого города получился вот такой.

Прямо по восточной стороне – новая достопримечательность города, народный стадион, на котором проходили матчи Евро-2012.
Но его интересно смотреть ночью (при динамической подсветке), а днем – ничего интересного.

По внутренней стороне галереи расположены стенды с историческими экспозициями, например, посвященная варшавскому гетто.

По внешней – пояснения на фотографиях, где что расположено. Правда, по западной стороне фотография сильно устарела (впрочем, на телебашне в Берлине всё вообще развешано тяп-ляп).

Ажиотаж к смотровой площадке – достаточно большой, и чтобы не было скучно в очереди на спуск – вверху представлена экологическая экспозиция, у лифтов на подъем – исторические справки о здании, у касс – картина-коллаж со всеми варшавскими достопримечательностями, как старыми, так и новыми.

Транспорт

После проблем, с которыми я столкнулся в Берлине и Стокгольме, из всех систем общественного транспорта, которыми я пользовался в поездке, лучшей мне начала казаться варшавская. Правда, и здесь не обошлось без казусов (может быть, она начала казаться лучшей, потому что была самой первой и наиболее забытой).
Я пользовался автобусами, трамваями, метро, хотел воспользоваться скоростным экспрессом в аэропорт – но на ближайший я опоздал, а следующий, по заверениям табло на станции Warszawa Centralna, был запланирован через час. Не самый приятный промежуток, даже если регистрация на рейс уже прошла. Так что я поехал на автобусе, тем более что билет на все виды транспорта – один.
У кабин водителей злостно написано, что сдачи они не дают, а только билет. Видимо, для накопления чаевых в размере 0,60 злотых при стоимости билета в 4,40 (в сингапурской манере). Хорошо, что водитель, у которого покупал билет я, по-азиатски плевал на эти правила и выдал мне 60 грошей, как и полагается, вместе с билетом.

Автобусы носятся по городу с нереальной маршруточной скоростью. Даже сидячим для безопасности при такой манере вождения я бы посоветовал пристегиваться. Но она – заложена в расписание, иначе как бы мой встречающий не предположил с точностью до минуты, когда я окажусь на нужной остановке.

Удобная штука – табло, указывающее на ход следования по маршруту (проеханные остановки – серые, оставшиеся – черные), похожее на аналог в вагонах «Яуза» в московском метро. Удобно для иностранца – если название остановки забыто, или возникло опасение, не пропущена ли нужная остановка, можно сориентироваться по доле пройденного маршрута, скоро выходить или нет.

В метро, кстати, ходят старые вагоны Мытищинского машиностроительного завода после рестайлинга. Я не обратил внимание сам, но действительно – ходят гораздо менее шумно. Вот что значит работа над рельсами и закрытые окна.

Оставить комментарий

Войти с помощью: