Город, знаменитый своими дворцово-парковыми ансамблями, оказался по сути наименее интересным из посещенных в Германии. Только парк Сан-Суси подтвердил мировой класс, остальное – было интересно, но в других местах – оказалось интереснее.
Тем не менее, осталось достаточно много фотографий (не сравнить с Варшавой), видео- и текстового материала для полноценного репортажа.
Краткая история Германии в лицах.
В подготовке к поездке я активно использовал материалы сайта nashi-progulki.ru, за что его авторам спасибо.
Интересности города достаточно далеко расположены друг от друга, поэтому лучше пользоваться машиной, чтобы преодолевать расстояния от одного места до другого. Общественный транспорт ходит достаточно редко, чтобы рассчитывать на него для перемещений между множеством мест.
Это предопределило выбор в пользу поездки на машине (а не на S-bahn’e, на котором можно легко доехать до города из Берлина). Также была надежда, что тогда всё-таки удастся все интересные места посетить за один день (забегая вперед – расчет не оправдался).
Если ехать из Берлина на машине, то поездка начинается на его окраинах, которые уже ближе к центру Потсдама, чем к центру Берлина, но всё равно остаются Берлином.
Первым пунктом программы был Pfaueninsel (остров павлинов) с его деревянным дворцом.
Самая короткая дорога из Берлина к парому на остров закрыта для проезда, нужно проехать лесной массив дальше, почти до «моста шпионов», и там повернуть вглубь, проезжая немного назад. На панорамах Google парковка была забита под завязку, но в утренний час она была пуста.
Очень интересно смотрелась обработка под кирпич.
Был небольшой интерес попасть внутрь дворца, но при насыщенной программе мы приехали к острову к 10, а вход начинается только с 11, так что посещение дворца было принесено в жертву.
На пароме на остров обратили на себя внимание кучи гребцов на озере.
А также удалось лицезреть перевозку машины одного из местных жителей.
Деньги за проезд взимаются на пути туда в обе стороны. Мы боялись, не будет ли варианта египетской шутки, что в одну сторону – одни деньги, а вот обратно, в другую сторону – принципиально иные, но это всё-таки Германия. Обратная дорога бесплатна, а точнее на пароме платишь всегда за проезд в обе стороны.
Следующая остановка – Glienicker Brücke или «мост шпионов», по которому проходила граница между ГДР (Потсдамом) и ФРГ (Западным Берлином). Парковаться пришлось далековато, вблизи никаких мест (для туристов) не предусмотрено.
Исторической экспозиции не нашли, поехали дальше.
Третья остановка – новое здания Hans-Otto-Theater.
Рядом с театром обнаружили своеобразные березы – совершенно белые, но не окрашенные.
И по этому дереву ситуация тоже не была разгадана – не похоже, чтобы старую кору отдирали, а внутренний слой – окрашивали.
После преодоления берлинского предместья (Berliner Vorstadt) можно было отправиться прямиком к главному пункту программы – но я решил завернуть в Цецилиенхоф. Прогулка по Parklandschaft Neuer Garten показала мне, что этого делать не больше не стоит.
Нормальной парковки мы сходу не нашли (было нарисовано, что она – только для автобусов), так что опять припарковались за тридевять земель. И первой нам открылась композиция заднего двора здания: дерево, шар и советская надпись («май 1945 г.») на нем.
Деревья в парке часто обвиты паразитами, и этим почему-то никто не занимается.
Как известно, именно в этом дворце проходила Потсдамская конференция, чем и обуславливается повышенный интерес туристов к нему. По красной звезде перед входом можно предположить, что советские граждане успели оставить и такой след в современном облике комплекса.
А в туалете в подвале, с бокового входа, мне попались интересные пиктограммы мальчика и девочки.
Дальше наш путь лежал к мраморному дворцу. Ничего особенно интересного, хотя росписи по стенам (как в Варшаве) – неплохие.
Слоник еще только зацветает, но уже привлекает внимание – правда, только под определенным ракурсом.
А для заблудившихся на травке заботливо посыпана стрелочка с дворцу, ныне также являющемуся гостиницей.
Больше тратить время на второстепенные пункты программы желания не было, так что мы отправились прямиком в Сан-Суси.
Парк Сан-Суси (Park Sanssouci)
Соблазнившись первой (самой дальней) парковкой (с моей фантомной болью из Испании об усложнении парковки при приближении к популярному месту), мы оставили машину на Gregol-Mendel strasse.
Находящаяся почти напротив парковки Löwenvilla, интересная по фотографиям, вживую совсем не впечатлила, заставив задуматься, а она ли это вообще (или это – не она, а она – в другом месте).
Первый по-настоящему интересный объект парка находится за его границами – это триумфальные ворота, посвященные 106-летию строительства парка. Странные даты для юбилеев мы еще увидим в Потсдаме.
И – главная аллея. Внимательный глаз может распознать, что с Новым дворцом (расположенным у ее окончания) что-то не так, но тогда наше внимание не заходило так далеко.
Но до ожидаемого Старого дворца мы встретили сначала статуи. Белые – обычные и неинтересные, а вот мертвые негритянки – весьма непривычные. Видимо, где лицо – мрамор покрасили, а с глазами ничего делать не стали, поэтому они получились белые, как у мертвых.
Или вот такая розовая мраморная кофточка получилась.
Со Старым дворцом (а точнее – террасами у него) ждало разочарование – несмотря на давно наступившую весну, они были еще голые, и знаменитого вида мы вживую не застали.
Так что вывод однозначный – если есть время выбирать, когда ехать в Сан-Суси, лучше не делать этого в мае.
За дворцом есть не только парковка – но и интересная экспозиция исторической мельницы. Там достаточно много информации, деталей, костюмов и т.д.
А главное – есть возможность посмотреть и потрогать почти все уровни работы мельницы вживую.
Экспозиция развернута на уровнях I-III, на IV и V уровнях – механизмы.
Правда, чтобы у посетителей не возникало соблазна пощупать лопасти мельницы, проход предусмотрительно загорожен. Это еще ветер небольшой – реально лопасти вращаются еще более воинственно.
Поднимаясь выше, можно увидеть вращающиеся механизмы.
А еще выше – непосредственно размалывание зерна. Мельница продолжает работать и производить муку.
Итого: стоящая для посещения вещь, времени сильно много (в отличие от дворцов или полноценных музеев) не займет, и стоит 3 евро.
Главная аллея показывает шик и блеск, но очарование парком возникает при сворачивании с нее на природные просторы.
Далее – позолоченный китайский чайный домик, где в отличие от скульптур в начале Главной аллеи, китайцы сделаны узкоглазыми европейцами, а не китайцами. Внутри там смотреть особенно нечего, и 2 евро (которые еще нужно уплатить в отдельно стоящем вагончике-кассе), они не стоят.
На пути к римских купальням у моста через канал показалась красивая утка.
Обычно (если вспомнить мое посещение аналогичного Екатеринского парка в Царском селе) интереснее всего наблюдать за движениями лап, но здесь и нестандартная окрасочка привлекает внимание.
Устроители парка знают толк в своем деле – больши деревья посажены редко, чтобы на них можно было акцентировать свое внимание.
В (озере?) Maschinenteich водится лебедь, который гоняет уток.
Лебедь активно щиплет траву и людей, если что-то пойдет не по-евоному.
Именно тогда и настигло ощущение приятности места, что ну их эти планы и отставание от расписания, здесь хорошо и торопиться не надо.
В римских купальнях получается интересное преломление света.
Да и вообще экспозиция показалась интересной – но она была закрыта, и никого из смотрителей близко не было видно (хотя вроде суббота, а не понедельник).
Ну а мы пока шли по парку по направлению к Новому дворцу.
На пути из Шарлоттенхофа (выделяемого как отдельная часть парка) попалась такая языческая композиция.
Тут уже стало видно и понятно, что снаружи Новый дворец неинтересен из-за реставрации. Хотя группа статуй против света смотрится интересно.
А если смотреть с обратной стороны – так реставрация не сильно-то что-то и меняет.
Правда, комплекс Потсдамского университета напротив дворца – закрыт на реставрацию, а смотрится он даже в этих условиях интересно.
Вот и окончание Главной аллеи. Парк закончился, время идти дальше.
Центр города
Следующую часть программы мы уже прошли пешком, предварительно вернувшись на автобусе в центр (парк длинный, и от центра и машины мы ушли достаточно далеко).
Центральной площадью стоит признать Luisenplatz с фонтаном, брандендургскими воротами и пешеходной Brandenburger strasse, начинающейся отсюда. Ворота парка находятся в 500 метрах от Брандербургских.
За ними – очередная непонятная дата, выложенная плиткой.
На пешеходной улице, естественно, кипит жизнь, и расположено много всяких интересностей.
В одном из магазином моим геоманьякским взглядом была найдена трехмерная карта Потсдама (в Берлине я аналогичную, признанную картой года в мире, я купил).
Перспективу улицы завершает церковь Петра и Павла в византийском стиле.
Стиль-то византийский, но имеет местную особенность – шпиль выполнен в форме конуса, а не пирамиды (то есть углы – скруглены).
За церковью – советское военное кладбище. Потсдам и в прусские времена был военным городом, и в ГДР-овские, когда в нем стояла 34-я артиллерийская дивизия Вооруженных сил СССР. У меня даже одноклассник родился в Потсдаме.
Мы так и не смогли определить принцип, по которому определяется форма памятника (были несколько типов), наличие звезды и т.д. Деление на офицеров и рядовых, героев и негероев – не помогло.
Удивило наличие боевых захоронений 1946 года и позже, а также неизвестных солдат в 1945 году (в тот этап войны потери были не настолько массовыми, и не было беспорядка первых лет войны, чтобы погибший солдат мог остаться неизвестным).
Рядом расположен Голландский квартал. Место приятное, одно из самых красивых в Потсдаме, но если так впечатляет Голландский квартал – нужно ехать в соседнюю Голландию, благо это не Китай, до которого не вдруг-то доедешь, а потому приходится довольствоваться Китайским кварталом.
У Науэнских ворот (через которые как и в Кёнигсберге, проходит трамвайный маршрут), был замечен интересный обрыв путей.
Обычно такое можно встретить на конечных остановках, но здесь – вполне себе проходная трасса.
На одной из второстепенных тихих улиц без людей – аллея из розовых деревьев. Так должна выглядеть сакура?
Рядом – колокола разрушенной церкви, для которых выстроили специальную конструкцию.
И – впечатляющего вида дерево.
На его фоне уже показался следующий пункт программы – Nikolaikirche со смотровой площадкой. Если приглядеться – людей можно разглядеть.
С недавних пор она работает до 21 часа, уведомление об этом сделано бумажкой над старым временем, поэтому закат на смотровой встречали мы одни. Видимо, все желающие приехали покупать билеты раньше (как и положено, до 18), но возвращаться к церкви второй раз, на более фотогеничное время, никто не захотел. Бояться закрытия касс, как в Альгамбре, не нужно – билеты выдаются автоматом (а значит – нужно бояться, что нужной купюры не окажется).
Вид снизу
Так что можно смело проходить и подниматься по крутой металлической винтовой лестнице.
На пути к смотровой нужно преодолеть несколько кордонов и прикладывать при этом билет. Сделано это, очевидно, потому, чтобы можно было контролировать количество народа на ней (и по этой в том числе причине ходить на закате выгоднее – меньше очереди). Так что терять билет (как у меня потом случилось в музее ГДР) не надо – иначе можно испытать проблемы с выходом обратно.
Наверху установлены памятные таблички. Внизу отстраивается Городской дворец, и возведенный ранее портал Фортуны уже не смотрится так одиноко. На дальнем плане – соцреализм в виде многоэтажной гостиницы, портящей вид.
Слева от стройки – раскопки старого фундамента, если верить Викимапии – провизория старого Hans-Otto-Theater.
По-новому открывается сверху площадь Единства (Platz der Einheit) с мемориалом жертвам фашизма.
Смотреть со смотровой откровенно говоря особенно нечего – и это третья причина идти на нее под закат.
На фотографии виднеются лопасти мельницы в парке Сан-Суси и солнечное отражение от стрелы крана.
В самой же церкви была такая же пустота, как и на смотровой – но зато органный концерт.
Оставшееся
Еще до заката мы успели посетить русскую колонию Александровка, основанную в XIX веке – русские домики с прусскими орлами смотрятся необычно.
И – жилой комплекс Vaterland, достойно отстроенный в тяжелый для страны, проигравшей Первую мировую войну, 1923 год.
Парк и район Бабельсберг, башня Эйнштейна – остались без внимания. Несмотря на то, что начали мы с утра и не обедали, только один раз присев перекусить, за один день успеть всё не получилось.
И про автомобильный номер.
Потсдам – город важный (столица земли Бранденбург), но – достаточно маленький, поэтому автомобильные номера у него короткие, хотя и с однобуквенным префиксом «P».