Когда я прочитал, что Альгамбра – это самая посещаемая достопримечательность в Испании, я удивился, почему так. Когда приехал в Альгамбру – понял, почему. Во-первых, служащие очень дотошно всех и всё считают: при входе в каждый зал нужно показать билет контролеру, во-вторых – крепость очень популярна среди арабов (почему не более близкий к Марокко севильский Алькасар – не знаю, но факт остается фактом).
Вид на Альгамбру и низинную Гранаду из садов Хенералифе.
Дорога
Добраться в Альгамбру – не так просто, как может показаться. В январе 2013 года по всей Гранаде перекопаны дороги, чего навигатор не учитывает (хотя обновление карты – достаточно свежее), в результате даже просто следовать его указаниям – достаточно сложно. А после того, как дорога найдена – отдельное задание по ней взять и проехать. По-моему впервые я столкнулся со штатно действующим реверсивным движением на однорядной улице (это значит, что пока машины едут в одном направлении метров 200 – машины в другом направлении стоят на светофоре, и наоборот). Всё бы ничего, если бы улица не была горной, а подъезд к ней – извилистый. Слава Богу, проблем с включением передней передачи не было, и я никого не побил (трогался я, естественно с ручника с перегазовкой – машины с автоматической коробкой в Испании редкость, а без привычки к механической лучше перестраховаться, особенно если позавчера чуть не ввел машину в стену).
Указатели на Альгамбру висят не на каждом перекрестке, но ориентироваться всё-таки лучше на них, потому что навигатор привел не к той стороне, где расположена парковка. Наверное, официальная парковка – платная, но моя экономия вышла мне тем, что я боялся, не эвакуируют ли меня с парковки гостиницы, постояльцем которой я не являюсь (других доступных парковочных мест в округе я не нашел, а ошибка навигатора стала ясна уже у входа, после того, как я бросил машину в сотнях метров от него.
Обратная дорога тоже побаловала меня приключениями. Если в Севилье у меня был выбор поставить машину и застать народные гуляния пешком, то с полугорной Гранадой такой номер не пройдет, и от Альгамбы до вокзала, где нужно было сдать машину и уехать на поезде, добраться нужно было непременно на машине.
Потыкавшись несколько раз через центр, я понял, что единственное решение – двигаться в обход города, потому что все центральные дороги приводят меня к перекрытиям движения. В результате, после выезда на Гранадскую Кольцевую, я наконец достиг вокзала, припарковал машину и вздохнул с облегчением. Теперь до собора, ужина и покупок наконец можно добраться пешком.
По-моему, именно в Гранаде меня посетила мысль никогда больше не пользоваться машиной в европейских городах (как минимум на праздниках).
Дворец Насридов
Но вернемся в Альгамбру.
Самым интересным местом, ради которого обычно приезжают в комплекс, является дворец Насридов. Доступ во дворец осуществляется ограниченными группами по заданному маршруту, что в результате приводит к режиму «то густо, то пусто». То ли действительно так работает советское «дают-бери», то ли дворец правда интереснее всего остального – но во всех остальных местах было меньше народу – что в абсолютном измерении, что на единицу площади.
Вход на саму территорию комплекса – один. Время, когда нужно посетить дворец, определяется кассиром. От касс до входа во дворец – 15 минут собранной ходьбы (то есть больше километра). Где же именно нужно находиться для входа во дворец – тоже на местности не обозначено, приходится спрашивать по округе. Словом, обстановка какая-то не самая приятная.
Мукарновые (сотовые) своды встречаются в убранстве дворца повсеместно.
На этой фотографии можно также обратить внимание на ордер колонны.
Двор золотой комнаты. Всё, что ниже кадра – кишит посетителями
Самый известный и самый банальный кадр из Альгамбры – миртовый дворик. Солнце уже невысоко.
Еще один банальный кадр – дворец львов.
Одним из архитектурных достижений считается купол зала Абенсеррахов
Вид на Альбайсин и крепостную стену
Алькасаба (Alcazaba)
Цитадель, с башен которой открываются панорамные виды на город и окрестности.
Город Гранада. Железнодорожный вокзал с тупиком – в кадре слева, собор – чуть левее границы кадра
Район Альбайсин (Albayzin или Albaicin) расположен сильно ниже крепости, под гигантским углом. Поэтому попасть в него можно только через центр города. А это еще полчаса-час мучений по перекопанным дорогам. Да и не понятно мне, чего там особенного (кроме видов на Альгамбру, которые кстати еще не факт, что живописные).
Слева вверху кадра – церковь San Nicolas с площадью перед ней.
Люди на площади пялятся на Альгамбру и ее посетителей, фотографируют их.
Посетители Альгамбры пялятся на людей на площади и фотографируют их.
Дворец Карлоса V
В российских источниках короля принято величать Карлом V, но тогда мне не понятно, почему текущего короля величают Хуаном Карлосом II, в то время как имя Carlos у них звучит одинаково. Почему тогда Педро I не зовут Петером I?
Сам дворец выглядит монументально на фотографиях, а вживую – почему-то нет (обычно наоборот фотографии не могут передать то, что есть на самом деле)
Во дворце находятся бесплатный музей без права фотографирования, платные и бесплатные выставки.
В музее было несколько интересных экспонатов – но в каждом зале смотрители зорко блюли за запретом, а по прошествии 2 месяцев я уже и не помню, что там было примечательного.
Бесплатная выставка красот Омана меня не интересовала – оставалось недостаточно времени на основную экспозицию.
Всё остальное
Вообще цитадель для посетителя начинается с некогда жилого квартала Медины, который волею добрых кассиров приходится преодолевать быстрым шагом.
Очень многие видят и делают этот банальный кадр сквозь стриженые деревья, и я его тоже не удержался и не сделал.
Очень живописное место – Парталь (Partal) на выходе из дворца Насридов.
Между дворцом Карлоса V и Алькасабой расположены Винные ворота (Puerta del Vino)
Письменная благодарность французскому композитору Клоду Дебюсси, посвятившему прелюдию этим воротам, выполнена, конечно же, в плитке.
После всех приключений до входа в Альгамбру я дошел только где-то к 15:45. На 16:00 мне назначили вход в дворец Насридов. Двух часов на изучение не увлекающе захватывающей, но всё-таки обширной территории в итоге не хватило, и сады Хенералифе я изучил, как успел.
Остался только заглавный кадр, а также на дворик оросительного канала.
Ну, и еще неплохой вид на Альбайсин на фоне закатных гор.
На путь наверх было еще пара минут, но охранник меня туда уже не пустил. На показанные мной часы, гласящие, что до 18 осталось еще немного времени, он лишь ухмыльнуся: «Пять минут? Это ни о чем».
Ночная Альгамбра, или самая главная ошибка
В отличие от дома Мила в Барселоне и других мест, где ночной визит не совпадал с моим расписанием, сюда я мог попасть.
Однако – не стоит рассчитывать на работу касс из-за того, что работает вход.
Кассиры сворачивают деятельность за некоторое время до 18, сдают выручку и уходят домой как все те, кто не остается на ночную смену.
Так что если есть желание попасть на ночную экскурсию – нужно покупать билет заранее, еще днем.
Я утешал себя мыслью, что так я спасся от опоздания на поезд (потому что дорога обратно из-за перекрытий заняла сильно больше, чем я ожидал).
На самом деле, это лишь самообман – те дороги, которые при моем вечернем возвращении были перекрыты, к ночи уже оказались вполне свободны.