Когда в моем берлинском плане образовался свободный день, я стал решать, где из интересных мест его провести. Дрезден я решил отложить на посещение Праги (оттуда ехать до Дрездена ближе, чем от Берлина – и дорога живописнее). Хотелось посмотреть что-то истинно немецкое. Лучшим вариантом мне показался Кведлинбург, эдакий фахверковый Суздаль, в котором можно погрузиться в атмосферу средневекового немецкого города.
Однако самое интересное, что я увидел в городе – это музей фахверка, как будто специально созданный для моего восприятия, хотя в него я мог и не попасть (как не попал в монастырскую церковь), потому что поехал в Кведлинбург в понедельник – самый немузейный день недели.
Пожалуй, это первый музей, в котором я жадно фотографировал практически каждый стенд.
После его посещения мой совет однозначен: приезжая в Кведлинбург – первым делом сразу же отправляйтесь в музей.
Несмотря на то, что музей маленький – он очень емкий и интересный (для архитектурных маньяков типа меня), и после него я смотрел на все фахверковые дома совсем другими глазами по сравнению с тем, как я смотрел на них, пока шел до музея.
На первом этаже музея, который наверняка не случайно размещен в самом старом фахверковом доме города, помимо типологии фахверкового строительства, которую я приводить не буду, размещены стенды со сравнением 3 разных стилей фахверка: саксонского (нижненемецкого), франкского (средненемецкого) и алеманского (верхненемецкого).
Видно, что дома в саксонском стиле достаточно строгие и прямолинейные, во франкском – более расписные (под барокко и югендштиль), в алеманском – с большим числом дополнительных подпорок.
Рядом – стенд декоративных элементов в различные исторические периоды.
Если я правильно понял особенности франкского стиля, то этот дом – является его представителем.
А мезонин этого дома – пример алеманского стиля.
Что касается саксонского стиля, то отдельных примеров для него не нужно – все фотографии ниже будут иллюстрировать его. Плита с изображением домов по Marktstrasse так и пояснена: «пример нижнесаксонского стиля».
Впрочем, что касается сравнения с барокко и югендштилем, то я несколько забежал вперед (или был дезориентирован картинкой), потому что на втором этаже представлены примеры фахверкового искусства в различные исторические периоды.
Несмотря на то, что и в самом городе представлены более ранние постройки, экспозиция начинается с периода поздней готики (с XV века).
Характеристика этого времени – каркас с замазыванием однотонным слоем, декоративные элементы используются во фризах и консолях, а каждый последующий этаж часто выступает за фасад предыдущего.
Для каждого стиля приведены отдельные стенды с примерами исполнения в других городах, но гораздо интереснее не только смотреть на фотографиях, как выглядит тот или иной стиль – а смотреть и понимать особенности стиля самому, на живых примерах в городе.
Поэтому теоретическую часть по каждому стилю будут разбавлять примеры из города (хотя для читателя это всё равно тоже будут фотографии, как и на стенде).
Самый лучший пример под готику – рассыхающийся дом у Nikolaikirche в новом городе.
Или – еще пара домов там же у той же церкви (на фоне), также с алеманскими элементами в оформлении мансарды.
В качестве примера можно привести и сам музей, рассыхание которого со временем хорошо видно внутри.
Для следующего исторического периода – Ренессанса – характерно использование полукруглых декоративных элементов на фасаде и цилиндрических – в оформлении балок.
За счет использования треугольных деревянных вставок (помимо деревянного каркаса) каменная часть принимает форму трапеции (по сравнению с квадратом или прямоугольником в готике).
Правда, бывают примеры, где обрезаются декоративные элементы в пользу штукатурки, а не наоборот, как принято.
Сомневаюсь, что колонны (и витраж между ними) у дома, где родился немецкий поэт Friedrich Gottlieb Klopstock, появились в период постройки (скорее – после того, как возникла реальная угроза обрушения балкона), но вот фасад – типичный пример ренессансного оформления (год постройки – 1560).
Чтобы увидеть декор фасада в солнечную погоду, лучше смотреть его под углом.
Но если декор покрашен – он, конечно (вместе с характерными для Ренессанса выемочками (schiffskehlen)) становится заметнее
В XVII веке, когда ренессанс перерождается в барокко через маньеризм, стали использовать различные декоративные вставки во всю каркасную ячейку, а не только в маленькой прямоугольной ее части, как ранее.
Лучший пример маньеризма в городе – дом гильдии розы (Gildehaus zur Rose) на Breite strasse, 39.
На этом доме даже расположена специальная табличка, что по кведлингбургским меркам – невиданное дело (а так бы, конечно, ориентироваться в стилях было бы проще)
Еще один пример – на Рыночной площади
Во времена барокко на смену однотонным растворам пришли кирпичи в различной кладке и с различными очертаниями каркаса. Почему приведенные на этом же стенды отнесены к барокко, я, честно говоря, не понял.
Фасад этого дома уже обильно зарос плющом, но кладка под барокко пока еще различима.
Также можно отметить, что кладка под барокко неоябзательно должна быть красной.
А этот дом из нового города может быть примером каркасных крестов, характерных для барокко (пусть кладка особо и не заметна).
Поздний период барокко и классицизм объединены в одну эпоху, в которую кирпичные кладки стали более ровными и упорядоченными, аналогично – и декоративные элементы.
Этот дом на замковой горе (Schlossberg, 9) приведен в качестве примера классицизма в том числе и на стенде на прошлой фотографии.
В принадлежности этого дома я не уверен, но я бы отнес его к классицизму.
А про этот дом – моих познаний не хватает, чтобы отнести его к какому-то стилю (но тем не менее, понятно, что это стильная и примечательная постройка).
Эклектика (историзм) и в особенности югендштиль достаточно хорошо отличимы от других стилей своими неповторимыми витиеватостями. Вот уж с определением югендштиля на улице проблем было меньше всего.
Этот интересный домик на ближней к новому городу окраине старого города содержит и элементы ренессанса (деревянные солнышки), кругляши и франко-тюрингский элемент Feuerböcke в каркасе, и максарон – хороший пример эклектики.
Менее презентабельный и разрисованный граффити домик в югендштиле (с элементами, которые ранее я отнес к франкскому стилю).
Отличие двух предыдущих домов от всех остальных, приведенных ранее – в том, что первый этаж выполнен полностью каменным, а фахверк используется только для последующих этажей. Как будет заметно впоследствии, такой прием для домов последнего периода весьма распространен.
Этот дом еще достаточно строгий, но оформление окон и двери уже выполнено в югендштиле. И он единственный в югендштиле-исторической подборке, у которого первый этаж – тоже фахверковый, а не каменный.
Чтобы посмотреть самые примечательные виллы, разбросанные по окраинам исторического центра, я не мудрствуя лукаво прошелся конкретно по тем адресам, что были указаны на стенде в музее.
Вот, например, Am Schiffbleek, 5.
Если и есть в Кведлинбурге улица югендштиля и историзма в фахверке – это Heiligegeiststrasse.
Вот – построенный в 1902-м году дом с раскрашенными декоративными элементами.
Дальше по улице – дом с тем же набором, что мы ранее видели в старом городе (деревянные солнышки, франко-тюрингский Feuerböcke и другие витые элементы в каркасе)
Тем не менее, один из самых блестящих примеров 1904 года постройки, расположенный поблизости от последних домов, на Am Hospital, на стенде размещен не был.
Также в музее приведены каркасы некоторых реально построенных домов с комментариями.
Подробно разобран сам дом на Wordgasse,3, в котором расположен музей. Его особенность – отсутствие поперечных балок на фасаде (в наличии только вертикальные консоли), которые изначально даже не бросились в глаза.
Также приведена модель улицы из нескольких рядом расположенных домов.
И в заключение – деревянные фигурки.
Впрочем, фахверком Кведлинбург не ограничивается, так что материала набралось на отдельную запись.