Общая обстановка
2013-й год, конечно – не самое лучшее время для посещения старого города, потому что (главную) Рыночную площадь и 2 соседние с ней улицы перекапывают вдоль и поперек, оставляя туристам и жителям лишь небольшие проходы.
За грузовиком – ратуша и церковь (про них будет подробнее дальше)
Германия в принципе приучает, что город постоянно находится в процессе достраивания, но есть основания полагать, что с 2014-го года Кведлинбург будет уютнее.
Но даже без ремонта совершенно ужасно в фахверковом городе-музее смотрится стеклянное здание туристического центра.
Хотя есть в городе и милые места, которые у меня рождают ассоциацию с Италией (хотя там я никогда не был).
Да и без Италии тоже есть милые места.
Особенности
На фасадах домов часто размещается краткая информация: год постройки, чей дом и т.п.
Когда уместно, появляется информация о реставрации.
Предлоги, артикли и прочие второстепенные слова выносятся на отдельную строку
Самый красивый вариант – с резными буквами.
Иногда получается такая деревянно-каменно-стеклянная мешанина.
Несмотря на в целом радужное состояние фахверковых домов, некоторые выглядят не столь презентабельно.
Разрыв шаблона: боковые фасады домов нередко покрывают черепицей.
Другой удивительный пример: особенность делать мансарды по высоте больше основных этажей – не новость, но когда мансарда равномерной крышей занимает 2 этажа в высоту и 3-4 комнаты в ширину – это удивляет (хотя на фотографии – не так сильно).
Водитель туристического паровоза одновременно является и экскурсоводом, рассказывающим своим пассажирам о городе. Штабели стройматериалов на главной площади – на фоне.
Церкви
Общая панорама церквей старого города (и башен крепостных стен) с Замковой горы
И плакат про церкви города в церкви святого Власия
Центральная церковь, святого Серватия, расположена в Кведлинбургском замке, на Замковой горе. По понедельникам она и замковый музей в соседней постройке закрыты, так что остается только довольствоваться видом снаружи. В принципе, там есть что посмотреть.
Например, вырезанный в камне герб.
В Викимапии музей замка отмечен как ренессансный, но на мой вкус стиль этого мезонина – явное барокко.
Сама церковь по-прежнему находится в строительных лесах, так что показать из ее экстерьера нечего.
Замковая гора еще тем хороша и примечательна, что служит смотровой площадкой на центр города и не только.
Вот, например, черные крыши и церковь святого Николая в Новом городе с ветряками на фоне.
Милое соцветие домиков к югу от замка.
Богатая вилла на юго-западной окраине города.
К западу от Замковой горы (Shlossberg) находится другая, Чеканная гора (Münzenberg), но на нее я не пошел, а двинулся на север, в более древнюю часть центра, называемую Старым городом.
Первой церковью, представшей моему вниманию, была скромная и почти затерянная церковь святой Матильды.
Обычная для тех мест церковь: готический иконостас, цветные витражи. Примечательность – криво расставленные скамейки, как-то сразу вносящие своим видом дисгармонию.
На северо-западной окраине Старого города – заброшенная церковь святой Эгидии, вход в которую закрыт, и вокруг которой ведутся строительные работы.
Самое примечательное рядом с ней – надпись на могильной плите: “Бог есть любовь”.
Если двинуться в центр Старого города, то совершенно неудивительно, что выйдешь к центральной церкви (рыночной церкви святого Бенедикта). Там, где я искал информацию про город, совершенно не пишут про посещение колокольни, и про сеансы, которыми ее посещение ограничивается (в отличие от того же Стокгольма, где сеансы на сверхпопулярную Ратушу опубликованы на сайте).
Церковь одновременно используется и как музей, и как религиозное место, нетронутое музеем (что выгодно отличает ее от российских, где церкви делят между собой воинствующая РПЦ и искусствоведческо-атеистическое музейное руководство). В музейной части – экспозиция об истории города.
Сохранившийся средневековый готический алтарь
В церковной – не менее интересный художественной точки зрения алтарь и пьедестал с резными фигурами
Если бы фигуры вставлялись одна в другую, я бы сказал, что это монашеский вариант матрешек
На выходе – карта местности Harz с указанием релиогиозного потенциала (числа монастырей?) – больше всего крестов у Гослара (5), по 3 у Кведлинбурга, Вернигероде и Бланкенбурга.
Если идти от рынка к замковой горе – пройдешь мимо церкви святого Власия (на нее также выходят окна фахверкового музея). Две ее башни не очень живописны, зато картину скрашивает фонтанчик перед входом
В ней интесны крытые деревянные галереи на втором этаже
Какие-то комнаты – открытые, чтобы попасть в другие комнаты – нужно открыть деревянную дверь, испещренную граффити.
В результате взору откроется совсем другой ракурс на иконостас в стиле барокко
В более части старого города с относительно более поздней застройкой, носящей название Нового города, большая церковь одна – двухглавая готическая святого Николая, ее мы уже видели в записи про музей и примеры фахверка. Из интересного внутри церкви я отметил для себя витые неповторяющиеся колонны (причем витые – только внешние колонны, внутренние – обычные прямоугольные в разрезе).
Женская фигура в качестве атланта – и традиционно встречающийся в церквях набор цифр (что он означает – я не узнал)
Иконостас с такими же витыми колоннами и витражом
Прочая архитектура
Помимо церквей и старых домов в Кведлинбурге частично сохранились крепостные стены и башни. Одна из них, сказочного вида, выделяется в общей панораме города и привлекает внимание.
Башня рядом с ней – менее выразительна, но тоже интересна.
Если попытаться выделить доминирующий нефахверковый стиль гражданской архитектуры – это будет югендштиль.
На Heiligegeiststrasse, помимо домов в этом стиле с фахверком, есть и прекрасный ансамбль без фахверка на углу с Am Hospital.
Если растительные орнаменты – это явно из art nouveau, то строенные окна уже напоминают о византийском стиле.
А на самой Am Hospital – интересное неоготическое здание
И резная надпись на скромном здании госпиталя
Церковь в неовизантийском стиле
Интересный небольшой дворец с резным имперским орлом
Если на Руси распространился тип дома с первым каменным этажом и последующими деревянными, то здесь можно видеть первый полностью каменный этаж, последующие – фахверковые. Здесь – оформление в югендштиле.
Процесс постройки дома с деревянным каркасом можно наблюдать воочию.
А вот – уже построенный новодел. Если пытаться определить стиль – наверное, его стоит отнести к неоготике.
В любом случае, сделано достаточно удачно, хотя и видно, что постройка свежая.
Ратуша давным давно поросла плющом, и каменной кладки на фасаде не видно (только если сбоку)
Детали
Дверь арабского жилья (номер “2” написан и арабскими цифрами, и теми, что во всём мире почему-то считаются арабскими)
Узкий проход (самое место гопничкам зажимать по ночам заезжих туристов)
Проход во двор был открыт в XVI веке.
Стильно забронированная парковка.
Дверь маленькая, человеческая – и большая, техническо-лошадная.