Одна из впечатляющих достопримечательностей Стокгольма, на изучение которой не требуется много времени, и из-за которых я был рад включить его в свою поездку – это городской метрополитен. Кроме автобусов, связывающих аэропорт и центр города, это был единственный вид транспорта, который я успел попробовать за свой короткий вояж в Швецию.
Метро в Швеции называется tunnelbana (“поезд в туннеле”), сокращенно – t-bana. Поэтому входы в метро обозначаются буквой “Т”, старые варианты – на стильно вогнутых плоскостях.
Когда заходишь внутрь – первым делом поражаешься ценам. Если 500 рублей за поездку от аэропорта до центра города на автобусе я еще как-то мог перенести, то вот 180 рублей за разовый билет на транспорт, действующий 100 минут – это по-моему перебор. Причем это если покупать его в автомате (в котором я это сделать не смог), если покупать в кассе у человека – цена возрастает до 220 рублей. И касса не разнесена территориально со входом через контролера – его функции выполняет кассир.
Но, естественно, приметил я себе метро вовсе не из-за цен, а из-за отдельных станций, являющихся прямо-таки произведениями искусства.
Самая известная из них – T-centralen (что очевидно из названия – центральная станция метро), связывающая все 3 ветвистые линии между собой, а также расположенная под железнодорожным и автобусным вокзалами в самом центре города.
Примечательна станция тем, что вырублена в скальной породе, которая так и оставлена без отделки – только покрашена.
Но такую красоту можно наблюдать только на станции более новой и глубокой голубой линии. 2 станции других линий, носящие название T-centralen, облицованы обычной кафельной плиткой и ничем не примечательны. Поэтому сначала я даже боялся, а не перепутал ли я что: что ни станция – то ничего интересного.
Отдельная история – как я попал в метро.
В мае в Стокгольме, расположенном чуть южнее Петербурга, рассветает в 4 утра, а отправление из города в аэропорт у меня было запланировано на 10, поэтому чтобы не терять хрупкого времени, для изучения города я решил поставить будильник на 4 утра, а отсыпаться – потом. Метро по выходным работает круглосуточно, и поскольку рядом с моим ночлегом располагалась станция – было решено, что первым делом я отправлюсь туда.
Внимательный читатель помнит, что билет по карточке мне купить не удалось, а смотрителя на станции в 4 утра нет.
Потупив, я решил, что раз смотрителя нет – то и контролеров внутри тоже наверняка нет, и решил пройти без билета, известным образом пристроившись сзади к добропорядочным шведам. Собственно, контроля на выходе нет (как и в Москве), поэтому контролеров в метро и быть не может, и главная задача – пробраться через турникеты.
Там на станции я встретил ночующих на лавках, разные асоциальные элементы – но это не главное.
Более интересной, чем T-centralen, мне показалась станция Kungsträdgården (“королевский сад”)
Видимо, красные тона мне показались ближе синих (единственный нормально получившийся снимок с цветами стен станции – вот этот, с рекламой Duster’ов за нереальные для такой машины 700 000 рублей – это в России дорогие машины-то?)
Эта плохо получившаяся статуя бога войны считается хозяином станции.
На станции хранится немало артефактов из зданий, уничтоженных в процессе перестройки города (в том числе при прокладывании метро открытым способом).
Объединяющая тема станции Kungsträdgården – античность.
Остается только повторить избитую банальность, что фотографии не передают красоты и ощущения места.
В общей сложности я провел на станции почти час и в какой-то момент осознал, что остался на ней совсем один (что вряд ли могло бы произойти на центральной станции, но на следующей за ней конечной – почему нет). Стало немножко не по себе, потому что понятно, что никакой полиции на станции тоже ожидать не приходится – но всё обошлось.