Если попытаться определить главную особенность центра Стокгольма – то это будут черные крыши.
Хотя, всё зависит от угла зрения. Снизу крыши видны хуже – зато могут попасться ряды шпилей (вид на Strandvägen через бухту Nybroviken)
Как я уже писал в записи про транспорт, на осмотр достопримечательностей у меня было всего несколько утренних часов. Самую главную (лично для меня) достопримечательность – музей Skansen осмотреть я шансов не имел изначально (поэтому быстро смирился с тем, что не судьба), рядом с ним оказался прекрасный дворец северного музея (Nordiska muséet – и странно, что никто не снял его общий план с ратуши на закате).
Конечно, как всегда, идя к одному, натыкаешься на прекрасное и малоизвестное другое – но всё изначально запланированное я успел осмотреть, так что жаловаться нечего. Несмотря на то, что запись названа “достопримечательности”, скорее нужно было дополнить “малоизвестные”, потому что основные на меня либо не произвели впечатления, либо я запланировал для себя только часть, и показывать одно, не показывая другое, было бы странным.
Старый город
В Стокгольме Старый город – не просто название давно существовавшего района, а название административной единицы, расположенной на островах Stadsholmen, Riddarholmen и Helgeandsholmen (а раньше он вообще официально назывался городом между мостами – Staden mellan broarna).
Главная примечательность основного острова старого города (Stadsholmen) – это не церкви и не дворцы, а маленькие площади.
Вот, например, вид на площадь Sven’a Vintappares’a. Практически вся площадь поместилась в этом кадре.
А что не поместилось – видно с другой стороны.
Вид на ту же площадь с одного из подходящих проездов/переулков.
В нем не только расположены кафе и отель, но и мило поставлена лавочка.
Вот Gåstorget (гусиная площадь), три четверти ее видно на этом кадре.
Мило врезанный в стену артефакт.
На которую можно попасть с основных туристических магистралей острова по милому переулку Gåsgränd.
Другая связанная с этим вещь – дворы.
Вот, например, идешь по Kolmätargränd, и видишь уходящую вглубь дорожку под маленькой аркой.
Проходишь мимо двора-колодца (Петербург с Амстердама строился, говорите?)
С прекрасным видом внутрь квартир (это даже двором назвать не очень правильно, потому что ни одной двери, выводящей на него, нет)
И в конце концов попадаешь на площадь Branting’a
Естественно, в давно выстроенном районе это не единственный пример малюсеньких размеров
Следующая примечательность (на которую почему-то не обращают внимание туристы – прямо передо мной прошла и не остановилась группа русских с гидом) – это звон у немецкой церкви (Tyska kyrkan) в 8 утра.
После русских колоколов это может выглядеть несколько наивно – но на Руси перезвон почти однообразен, вариации мелодий минимальны, а здесь – именно попытка сыграть заданную мелодию, не оптимизированную под воспроизведение колоколами.
Детали колокольни.
Основные достопримечательности острова мне показались неинтересными, и их фотографий не будет.
Ну разве что кадр с переулком Мортена Тротцига (который корректнее было бы назвать подъемом/спуском)
И еще немного деталей, замеченных на острове.
Табличка.
Памятник – уже достопримечательность побольше, но он относительно неизвестен.
Riddarholmen
Самый красивый утренний вид на остров – с Stadsholmen’а, через железнодорожные пути (оставшиеся под кадром).
А в кадре с национальным архивом и издательством “Norstedts Förlag” без железной дороги уже не обойтись.
Остров маленький, и казалось бы должно быть всё понятно – но вот для туриста размещена специальный стенд с описанием достопримечательностей.
С другой стороны острова – вид на сетчатый шпиль Riddarholmskyrkan’а
И – на ратушу, куда мой путь лежал дальше (на переднем плане – памятник барду Эверту Тобу)
Ратуша и виды с башни
Я сомневался, стоит ли идти на ратушу или нет, потому что виды с нее – не захватывающие и не фотогеничные (утром, а другого времени у меня не было, старый город оказывается против солнца)
Тем не менее, решил идти и не пожалел.
На входе установлены барельефы с изображениями Стокгольма в разные годы.
Вот, например, посвященная одному из многочисленных пожаров города.
А снаружи, на берегу реки – фасад с восточным влиянием.
Что вместе с полумесяцем делает здание похожим на мечеть.
Но – всё это было лишь приятным дополнением к основному курсу программы, а именно – подъему на смотровую площадку башни. Можно было также изучить непосредственно залы дворца – но на это у меня уже не было времени.
Доступ осуществляется фиксированными группами в определенное время. Мне удалось взять последний билет на сеанс.
Углы, по-видимому, являются несущими конструкциями, и их приходится обходить по четвертькруглой траектории.
А когда идешь по краям – можно любоваться сводами
Маленькие бюсты встроены даже в окна по лестнице. Интересно, понятно ли вообще, кто изображен, при взгляде снизу?
На первом ярусе – зал музея, из экспонатов которого выделяется многометровая каменная статуя (интересно, ее туда через окна водрузили?)
Также там встречаются различные исторические артефакты
И – вот наконец башня. На верхнем ярусе тоже не обошлось без статуй, а также удобных ниш со скамейками для передыху.
И если старый город выглядел не очень сочно, то можно заснять новый город. Например – конгресс-центр.
Снизу он смотрелся бы лучше, если бы не эстакада.
Аэропорт Бромма расположен рядом с городом, поэтому самолеты снижаются прямо над центром.
Издалека многоэтажки на окраинах выглядят не сильно отличающимися от наших.
Прочее
Если в Японии нумерация идет по кварталам/блокам, а в Европе – по улицам, то в Стокгольме используются обе эти системы.
Каждый квартал исторического центра имеет свое имя, и на пересечении улиц указываются не только их названия, но и 4 квартала, которые расположены по его сторонам.
Автомобильные светофоры, подобно трамвайным, светят палочками, а не кружочком.
Что означает с 11 до 6 в скобочках – я не понял.
Памятник Раулю Валленбергу, спасшему десятки тысяч евреев во Второй мировой, на площади его имени. Если мимо шара я пройти не мог, то двенадцать фигур на заднем плане я разглядел только сейчас, читая описание к памятнику в интернете.
Шутливый памятник водопроводчику я тоже не заметил и прошел мимо метрах в 50.
Если для русскоязычных сайтов протеста есть доменная зона .net, то в Швеции для аналогичных целей используют зону острова Ниуэ .nu. По-шведски “ню” – это “нет”, по-русски – голые тела (и можно догадаться, что за сайты из России размещены в этой зоне)
В Королевском саду (Kungsträdgården)
Автопортрет. Суббота, на часах 7:23.
Общие впечатления от Швеции
Так вышло, что эта запись – рекордная по времени своего ожидания.
Все фотографии сняты 11 мая – а запись датируется 16 февраля, по человеческим меркам запись переношенная, прошло больше 9 месяцев. Когда в июне я писал короткий отзыв во Вконтакте “Пока полноценная запись про Стокгольм будет еще минимум месяц дожидаться своего часа”, я совершенно не предполагал, что месяцев в итоге окажется 8.
Конечно, в таких условиях, многое забывается, но что осталось – постараюсь воспроизвести.
За полсуток, что я успел провести, возникло полноценное впечатление единой нации (которое впоследствии было подтверждено шведом чилийского происхождения, с которым я пообщался в Чили).
Водитель боснийского вида слушает шведское техно на шведском языке и общается с пассажирами по-шведски. Также по-шведски общаются между собой разноликие компании, белые шведы встречаются с негритянками, негры – с белыми шведками, меньшинства не держатся особняком, как в той же Малайзии.
Следующее впечатление – это высокие цены. Конечно, я знал, что Швеция – дорогая страна, но не знал, что настолько. Стокгольм легко обскакал Лондон и Сингапур в звании самого дорогого посещенного мною города.
В памяти остался рекламный плакат супермаркета со специальной ценой на бутылочку йогурта: 19 крон. По-нашему – это было 95 рублей (сейчас уже 103). С таким раскладом (а также с учетом дефицита времени) я не покупал в городе ничего, кроме билетов на транспорт и на башню.
Про разовый билет на транспорт ценой в 180/220 рублей я уже писал в записи про метро. Там же – фотография рекламного щита с Dacia Duster дороже 700 000 рублей (то есть машины в Швеции – не дешевле наших).
Система светофоров ранним утром дала мне возможность почувствовать себя королем дороги. Очень многие пешеходные светофоры переключают свой режим по кнопке, а когда никто этого давно не делал – переключаются на желтый мгновенно (и через несколько секунд – на красный для машин и зеленый для меня). Ближе к центру города, когда я захотел снять это на камеру, уже не вышло, приходилось ждать (а не переходить сразу).
Еле вспомнил, что по многочисленным в центре города памятникам тяжело понять, кому же они посвящены, потому что цвет гравировки практически не отличается от основного цвета камня, и только под определенным освещением становится понятно, а что же там написано.
На этом всё, больше ничего не помню.