Музей римской цивилизации (Museo della Civiltà Romana), расположенный на отшибе, хорошо рекламируется в историческом центре города благодаря своей изюминке – модели древнего Рима, расположенном в самом дальнем его краю.
Такое расположение главного экспоната, пожалуй, правильное, потому что позволяет оценить остальные экспонаты.
Музей посвящен только древнему Риму (хотя изначально я сделал вывод, что будет представлена эволюция римской жизни – ан нет, я совсем забыл уроки истории, где римская цивилизация ограничивалась периодом до захвата Вечного города варварами).
Главная особенность музея – что на него не пожалели места, причем не только в длину и ширину – но и в высоту.
Вот, например, колонна в полный рост.
Карта римских областей (размер можно оценить по людям в дверном проеме).
Карта Римской империи – такого же размера, просто крупным планом, и в результате размер не очевиден.
В качестве затравки к основной модели – модель Рима с холмами времен зарождения города.
Многие экспонаты в музее – это копии расположенных в разных местах оригиналов.
Но это не делает музей менее интересным – напротив.
Такое количество оригиналов просмотреть – большой труд, а не менее впечатляющие копии собраны в одном месте, что очень удобно.
Также важный момент – музей не перегружен экспонатами, в отличие от тех же Ватиканских музеев, где голова буквально ходит кругом. И это рождает более приятное впечатление – изучаешь самое главное, не отвлекаясь на визуальный мусор.
Также некоторые модели продублированы сохранившимися оригиналами: фрагмент стены – оригинальный, маленькая модель рядом показывает, каким было несохранившееся сооружение.
Но и некоторая доля оригиналов в музее тоже присутствует.
Модель четырехсторонней арки. К арке Януса доступ был закрыт, так что оценить их я смог только здесь, в музее
Вот очень впечатливший меня экспонат – эдикт Диоклетиана о ценах на товары.
Конечно, в те времена он наверняка был на нескольких листах – но такой формат позволяет лучше оценить труды по созданию полного списка.
Еще одна хорошая задумка – показать послойно барельефы колонны, воздвигнутой в честь больших побед.
Выглядит реально более понятно и не менее масштабно, чем одна большая уходящая вверх палка (и чем выше барельеф – тем менее он различим).
И, наконец, самое главное, из-за чего я удостоил музей второго визита в отдаленный район (первый визит вышел неудачным – в отличие от терм Караккалы, я не успел к закрытию входа в 13 часов, а в таком режиме музей работает каждый день, а не только по понедельникам).
Гигантскую модель можно изучать достаточно долго – как и расположенный в том же помещении Большой Траянский фриз с арки Константина. Даже если не учитывать, что оригинал сейчас посмотреть нельзя – копия всё равно представлена в более доступной форме для обозрения.
Ну а мы будем изучать детали модели.
Если Пантеон здесь узнать достаточно легко, то догадаться, где находится площадь Навоны, можно географически.
На ее месте находился Stadium Domitiani, а после его разрушения площадь не стали застраивать (в отличие от многих других, где были расположены стадионы – на общем снимке можно оценить их гигантское количество).
Строения своеобразной архитектуры на Палатинском холме, с видом на Большой цирк.
На левом берегу Тибра, в южной части города, привлекают внимание торговые ряды, обозначенные как Porticus Aemilia. На заднем плане видна сохранившаяся пирамида, в честь которой названа ближайшая станция метро.
А вот и красавец Колизей, рядом с которым сохранилась только арка Константина.
А с другой стороны от Колизея – впечатляющий храм Клавдия, даже больший по площади, чем Колизей.
Есть и виртуальное представление модели – удобно для тех, кому, например, зрение не позволяет оценить модель во всей красе.
Ну и наконец – на модели по политическим, надо полагать, мотивам, отображена территория нынешнего Ватикана. Чтобы показать – вот такая здесь деревня (а точнее – еще один цирк) был в древнеримские времена.
Итого – музей безусловно рекомендуется к посещению (если всё вышенаписанное еще не привело к этому выводу самостоятельно).
Район EUR
Район, построенный к всемирной выставке (Esposizione Universale di Roma – отсюда и название) во времена Муссолини, сейчас занят большим количеством властных структур.
С точки зрения жителя район малоприятен – да, в него проведена одна из двух римских веток метро, но при выходе из нее приятного мало. Как и в Путраджайе (еще одном спланированном правительственном образовании), перемещаться пешком по кварталу достаточно утомительно: расстояния большие, удобной инфраструктуры для долгих походов пешком нету. Общественный транспорт ходит редко, и если нужно пройти порядка километра – скорее всего быстрее будет дойти пешком (если больше километра – то нужно подождать автобус минут 15). В результате естественно, что люди пересаживаются на машины.
Район вообще говоря славен строениями, скульптурами, барельефами и т.п. времен постройки (читай – Муссолини), но здесь привести хочется только одну вещь, самую примечательную – Дворец труда (в левой части кадра еще статуя затесалась – но это не считается).
Прозванный «квадратным Колизеем», сейчас дворец закрыт и отгорожен забором, став и оставаясь памятником.
Приезд в район EUR я приурочил к вылету (сначала – в Мадрид, оттуда – в Чили) из-за географической близости.
Однако пытаться попасть в музей римской цивилизации после 13 было безыдейно, и мои представления об удобстве проезда в аэропорт тоже оказались ложными.
Я думал, что c совмещенной станции EUR Magliana ходят не только поезда метро, но и железнодорожная ветка в аэропорт. Оказалось же, что железная дорога уходит совершенно в другое место, а расписание электричек, которое я высматривал, относилось к станции Magliana, расположенной на другой стороне реки и почти никак не связанной с EUR.
В результате я пережил несколько нервных минут в опасении пропустить трансконтинентальный рейс (причем будучи незарегистрированным на него), а самым быстрым способом попасть в аэропорт (если не считать дорогущее такси) оказался экспресс с центрального вокзала Termini – домчал всего за 20 минут.
Я думал, что у меня дела плохи (еле успев выехать с вокзала за 2:20 до вылета самолета, я боялся попасть только на следующий рейс за 1:50 до вылета и приехать через 40 минут, как было в день приезда, за 1:10 до вылета самолета). Однако в поезде познакомился с индийцами, у которых по приезду оставалось только 40 минут до вылета рейса, на который они хотя бы уже зарегистрировались. Не знаю, как у них (они тут же убежали по прибытию поезда), но у меня всё сложилось успешно.