Меня всегда поражало, как в царской Москве могло быть то нереальное количество церквей, которое в ней было. И если есть на свете в наше время пример-аналог, чтобы оценить, как это возможно – это Рим (в Суздале плотность раположения церквей тоже нереальная – но это всё-таки деревня, пусть и имеющая статус города). Ни в одном другом городе я не посетил такого количества церквей, как в Риме – и наверное и не посещу. Так что рассказ про римские церкви будет долгим, и пойдет в порядке убывания значимости церквей (по той иерархии, что дана в католической церкви).
Большие/великие, папские базилики
Четыре из шести высших по рангу католических храмов находятся в Риме (до 2006 только эти 4 римские церкви входили в список высших), и все они являются папскими базиликами – то есть подчиняются непосредственно Папе Римскому, и богослужения может проводить непосредственно именно он.
Самая известная из них, конечно – Собор святого Петра в Ватикане (San Pietro in Vaticano), самая высокая церковь в Риме и до недавних пор имевшая самый высокий купол (сейчас титул – у церкви в Ямусукро, Кот-д’Ивуар, построенной по образцу собора Святого Петра).
Поскольку административно Собор святого Петра не находится в Риме (и даже не находится в Италии), получается интересный парадокс, что он является символом того города, в который не входит (можно оговориться, что в состав города собор входил ранее, до образования Ватикана). Навскидку аналогичный пример – это гора Арарат, являющаяся символом Армении, переставшая входить в ее состав.
Собор расположен к западу от центра Рима, поэтому лучший вид на него – с утра (это же обуславливает необычное расположение алтаря – на западе, потому что если бы он оказался на востоке, вход был бы с противоположной стороны от центра города). С утра я ни разу не был на удобной точке для съемки, поэтому самый лучший кадр получился с юго-запада в середине дня (via Nicolo Piccolomini):
Обычно же собор получается в кадре вот так (с via della Conciliazione):
Я ожидал, что собор по впечатлению окажется одним из первых в моем списке. Но нет – с соборами в Севилье и Толедо в сравнение он не идет. Это привело меня к мысли, что барокко (если не считать виленское: примеры в Полоцке, Глубоком и Витебске) всё-таки не входит в число моих любимых архитектурных стилей, если обе на начало 2014 года наиболее впечатливших церкви – готические (и только потом я прочел, что собор относится к позднему ренессансу).
Впечатлившего в церкви было реально немного. Конечно, хороши многочисленные барельефы на захоронениях, но их я здесь приводить не буду.
Во-первых – сцена рождества. В Италии стараются делать их динамичными (в отличие от Испании, где они обычно статичные), и в соборе святого Петра – получился наиболее примечательный образец, со сменой дня и ночи, как в Гранд-макете “Россия”.
Во-вторых – статуи в центральном нефе, которые как будто зависли в воздухе и удивительно, почему не падают вниз.
В каждой папской церкви расположен папский престол (балдахин), с которого Папа ведет проповеди. В соборе святого Петра – он самый большой. Можно также отметить надписи на греческом (которые не вдруг-то встретишь в Италии) – возможно, объяснение этому в том, что собор святого Петра среди 5 главных римских церквей (папские + San Lorenzo fuori le mura) ассоциируется с Константинопольским патриархатом.
В лучших традициях православных храмов, доступ к (северо-западной) части базилики был закрыт (также определенные области зарезервированы только для молитв, туристам вход воспрещен). С пограничной точки я и заснял солнечные лучи, достаточно характерные для собора в разных точках в разные времена суток.
Если взглянуть на купол – то над фризом можно разглядеть забор, а за ним – людей, которые поднимаются на смотровую площадку на вершине купола. Я на купол тоже поднимался и делал снимки сверху вниз – но они уже относятся к смотровой площадке, виды с которых вынесены в отдельную запись.
Общий вид из центрального нефа на балдахин и алтарь
Вход в собор осуществляется с площади святого Петра с колоннадой. Я специально запланировал визит в Ватикан на начало января, а не конец декабря, чтобы не столкнуться с рождественским сумасшествием. Тем не менее, в январе по-прежнему на площади было куча кресел, совершенно портивших впечатление от нее. Колоннада по идее должна была впечатлить, да тоже не впечатлила.
Территорию Ватикана охраняют те, кого так и хочется назвать пажами.
В одном из крыльев колоннады расположен музей, в котором проходила выставка известного испанского архитектора Сантьяго Калатравы. Конечно, к христианскому Риму это имеет весьма отдаленное отношение – тем не менее, приведу самое интересное из нее – здесь.
Проект перестройки Notre Dame de Paris (не осуществлен)
Воплощение волн через движения согнутых под фиксированным углом элементов.
Фантазия на тему “эволюция иконы в очертание собора святой Софии”.
Итого: конечно, в соборе святого Петра есть что посмотреть, но он достопримечательности такой величины ожидаешь большего, и вкупе с Ватиканскими музеями, которые также не оправдали ожиданий, это повлияло на умеренное впечатление от того единственного дня в Риме, когда я не чувствовал себя плохо – вроде много что посмотрел, но впечатления от всего были умеренные.
До исследования темы я думал, что собор святого Петра – самая главная католическая церковь в мире, однако оказалось, что самой главной считается латеранская архибазилика (San Giovanni in Laterano), служившая резиденцией Пап до постройки собора в Ватикане.
Из всех папских базилик она оказалась самой невпечатляющей, несмотря на неплохие мозаики (которые, впрочем, характерны для остальных папских базилик). Фотографий ни одной не осталось – причина тому, скорее всего, темное время суток и темная конструкция самой базилики, не пропускающей много света извне.
Возможная причина сравнительно низкого впечатления – это свежесть постройки: древний храм был разрушен, и текущая структура на его месте была построена в XVIII веке.
Единственный запомнившийся плюс – это наличие нескольких дверей, позволяющих пройти храм насквозь без необходимости возвращаться к исходному входу. Впрочем, если пользоваться метро – круг всё равно придется намотать, пусть и частично за пределами храма – потому что выходы расположены все в одной стороне, и на достаточно приличном расстоянии от церкви, за пределами Аврелиановых городских стен.
Еще одна папская базилика, от которой не осталось ни одной фотографии – Santa Maria Maggiore. В ней я был уже на исходе дня (таково жестокое расписание работы многих религиозно задействованных церквей – в них можно попасть либо с утра до обеда, либо ближе к вечеру и вечером). Запомнились интересные приделы и в целом скромный сохранившийся объем раннехристианской базилики с кессонными потолками. Эта базилика ассоциируется с Антиохией.
Наконец, последняя папская базилика, которую я посетил в хорошее светлое время – это Basilica di San Paolo fuori le Mura (если по-русски – церковь святого Павла за городскими стенами). В отличие от православной традиции, в католицизме церкви не обязаны быть посвящены Пётру и Павлу одновременно.
Здесь алтарь расположен по-обычному, на востоке, с этой же стороны проходят ветки метро и железной дороги, станция которых содержит не только имя святого (San Paolo), но и слово “basilica”, в отличие от Латерана, где станция называется просто “San Giovanni”. Путь от станции к храму доступен представлен на специальной схеме, продублированной для слепых.
Западный/парадный вход (с дальней от станции стороны) на этой карте даже не обозначен – зато в храм можно зайти и с боковой стороны, по пути к которому открывается вид на колокольню, выдающейся за алтарем.
Помимо мозаики в апсиде выделяется также другая мозаика (на снимке – на переднем плане), с необычным образом Христа (по непроверенной информации – V век нашей эры, если именно она уцелела во время пожара в XIX веке).
Помимо бесплатного посещения базилики можно за деньги пойти в клуатр (внутренний двор) с особой техникой росписи – но я этого делать не стал.
Итого: благодаря своему расположению базилика пользуется наименьшей популярностью среди туристов, светопропускающая конфигурация делает ее наиболее фотогеничной по сравнению с Santa Maria Maggiore и San Giovanni in Laterano, что придает ей особый шарм.
Малые базилики
В Риме 62 малые базилики, из посещенных мной в первую очередь я бы упомянул Santa Maria in Trastevere. Во-первых, сам район достаточно колоритный (стоит просмотра), во-вторых – и церковь необычная.
Под портиком находится вертеп-модель церкви. На фотографии не получился, а в реальности в модели отображена и мозаика на фасаде.
Там же – множество табличек различной формы и времени изготовления
Внутри церкви запомнились пандусы к алтарю и приделам, а также чтение молитв подростками-итальянцами. Здесь совсем немного туристов, так что большинство посетителей – это именно пришедшие на молитву, а не смотреть красоты.
Вторая церковь, которую я хотел бы отметить – это Santa Maria sopra Minerva, расположенная рядом с Пантеоном (который, несмотря на его ныне-христианский статус я всё-таки отнес к древнеримским постройкам). За невзрачным (и в чем-то даже отторгающим) фасадом скрывается очень интересная постройка. А этот кадр, помимо египетского барельефа и скульптуры работы Бернини, показывает расположение дома и церкви в стык (как и у Латеранской архибазилики, и не только у нее).
Помимо главной достопримечательности (статуи Христа авторства Микельанджело) в интерьере есть что посмотреть, и я нисколько не пожалел, что потратил на нее время.
Еще одна церковь, в которую я специально не пошел бы, но посетил из-за удобства расположения – это Santa Maria in Aracoeli. Она расположена на Капитолийском холме, между одноименными музеями и монументом Vittoriano. Удобство этой церкви в том, что через нее можно пройти от одной достопримечательности холма к другой (именно через церковь – потому что прохода к музеям снаружи церкви нет). Помимо рассматривания кессонных потолков и рельефных захоронений на полу я провел время, просто отдыхая на скамейке после энергозатратного подъема на Vittoriano. Так что в качестве умиротворяющего места отдыха после его посещения – вполне подойдет (конечно, интереснее отдыхать на улице, особенно когда хорошая погода, но нормальных сидячих мест там попросту нет).
Особенной является также церковь Santa Maria degli Angeli e dei Martiri. Помимо главной достопримечательности церкви – линии меридиана, впечатляют сами объемы. Церковь была перестроена Микельанджело из терм Диоклетиана, и потому имеет весьма необычную структуру. В церкви частично расположена экспозиция музея терм Диоклетиана, где достаточно подробно рассказано про историю места, в том числе в фотографиях.
Последняя посещенная мною малая базилика расположена на известной piazza del Popolo и имеет незамысловато-предсказуемое название Santa Maria del Popolo. Больше всего по моим впечатлениям она похожа на Santa Maria sopra Minerva, но немного не дотягивает по уровню.
Прочие церкви и фотографии
Первым делом стоит сказать про церковь Santa Maria della Concezione dei Cappuccini. Правильно будет сказать, что в самой церкви я не был, а посетил знаменитую крипту с черепами монахов. Фотографировать в ней нельзя, посещения она стоит.
Одна из церквей, отмеченная за интересную роспись в интерьере – Basilica di Sant’Andrea della Valle, оправдала свои ожидания от посещения. Она расположена на шумном Corso Vittorio Emmanuele чуть южнее piazza Navona.
А если идти к piazza Navona от Пантеона – внимание привлекает вычурная верхушка, уходящая, как кажется, в никуда в жилой квартал.
На самом деле – это церковь Sant’Ivo alla Sapienza на Corso del Rinascimento, авторства Борромини и считающаяся шедевром барокко. Чаще всего она закрыта – и в момент моего посещения она тоже была недоступна.
Его же авторству принадлежит и другой необычный фасад – церкви San Carlo alle Quattro Fontane (стоящий на пересечении (как можно догадаться) Via Quattro Fontane и Via Quirinale).
Барокко – один из моих любимых стилей, и при таком разнообразии церквей в этом стиле в Риме неудивительно, что я отметил для себя немало интересных фасадов и экстерьеров. Как я уже писал выше, любимой разновидностью у меня является пластичное виленское барокко, и многие задумки, реализованные автором этого стиля Глаубицем, я нашел в строениях других подвидов.
Вот, например, пластичный фасад San Paolo alla Regola.
На известной улице Corso 2 римские особенности – церковная и шоппинговая, сошлись в одну – в церкви устроен магазин.
Напротив этой церкви (San Giacomo in Augusta) расположена другая церковь – Gesù e Maria.
В ней необычна, например, скульптура скелета.
Также примечателен местный вертеп, где основные эффекты показывают бесплатно, а дополнительные – если опустишь монетку в соответствующую копилку.
Надо сказать, что в римских церквях часто встречается бизнес-модель freemium – отдельные вещи показаны бесплатно, а чтобы увидеть (особенно в темноте) некоторые (чаще это касается отдельных приделов) – приходится опускать дополнительную монетку, чтобы включилось освещение. Разово потратить 1 евро – это пустяки, но если делать это в каждой посещенной церкви (а их по пути попадается немало) – сумма может стать уже другого порядка (сопоставимой с полноценным входом в какой-либо музей).
А вот еще одна церковь на Corso, на автомобильной ее части (у площади Венеции), с приятным изогнутым фасадом: San Marcello al Corso.
Овальная в плане церковь Sant’Andrea al Quirinale по всему периметру имеет волюты.
А в фасаде – необычное решение с полукруглым портиком на 2 колоннах.
Внутри стоит уделить внимание полам.
И аллегорической группе скульптур ангелов, спускающихся словно с небес из-под скромного купола (без вспышки кадр получился плохо)
Эта церковь особенно популярна у поляков, потому что в ней хранятся мощи святого Станислава Костки, и поэтому помимо стандартных итальянского и английского языков надписи у церкви продублированы и на польском языке.
Дальше на via Quirinale расположена церковь Santa Maria della Vittoria. В ней я снова приметил ряд волют (на сей раз – на одной прямой), но прошел мимо главного шедевра этой церкви, про который не знал – скульптурной группы «Экстаз святой Терезы» авторства Бернини. Однако и волюты хороши – одна выгравирована в стене, три другие – имеют реальный рельеф, и 2 из них покрыты черепицей.
Итоговый вывод после прогулки по via Corso и via Quirinale: с учетом того, что вне плана оказалось немало интересных церквей; чем больше ходить вне плана – тем их будет еще больше.