Транспорт Сантьяго состоит из автобусов и метрополитена, маршрутных и частных такси.
Городскими автобусами я не пользовался (несмотря на прорекламированную удобность и актуальность для меня – я не стал тратить время, чтобы разобраться в их неочевидных маршрутах), единственное – пользовался междугородними автобусами из Сантьяго в Вальпараисо.
Несмотря на относительную дешевизну проезда (1,5 часа дороги обошлись мне порядка 200 рублей – при том, что разовая поездка на метро стоит порядка 40), автобусы достаточно комфортабельные – есть туалеты, и на каждом сидении есть специальные отодвигающиеся подставочки для отдыха ног (хотя фотография получилась не очень понятная).
Основная часть записи посвящена метро, если верить Википедии – с 108 станциями и 102 километрами пути сеть является самой протяженной в Южной Америке.
Самое необычное, что стоит отметить в метро Сантьяго – это движение в час пик.
На 3-ех новых линиях (2-ой (желтой), 4-ой (синей) и 5-ой (зеленой)) каждая станция имеет цвет маршрута, по ней проходящего: красный (roja), зеленым (verde) или смешанным.
Цветовые обозначения чередуются – за красной станцией следует зеленая либо смешанная, за зеленой – красная либо смешанная.
И в час пик (утренний или вечерний) поезда ходят по красному или зеленому маршруту, обозначаемому светом на боковой поверхности вагонов.
Важные + пересадочные станции имеют смешанный тип (на них останавливаются и красные, и зеленые поезда), остальные поезд проходит через одну.
В результате реально уменьшается время, за которое поезд преодолевает путь от начала до конца.
Единственный недостаток такой системы – что нельзя без пересадки внутри одной линии добраться с красной станции на зеленую и наоборот.
Но с учетом, что эта потребность достаточно редкая (на основных станциях останавливаются все поезда), а ускорение реально происходит – можно считать, что система в целом положительная.
5-ая линия дважды пересекается с 1-ой (на которой все поезда останавливаются на всех остановках), и чтобы добраться из одной точки в другую, я бы выбрал 5-ую линию (тем более что на 1-ой придется сделать 15 остановок, в то в время как на 5-ой – только 9).
Поскольку Чили – достаточно развитая страна, то и проезд на транспорте стоит достаточно дорого: разовый билет в метро – порядка 40 рублей.
Чтобы разгрузить станции в час пик, в это время стоимость проезда дороже, чем в непиковые часы (правда, совсем несильно).
Неприятный момент состоит в том, что в выходные и праздничные дни метро начинает работать только в 8 – это настоящий рай для таксистов (как было в новогоднюю ночь), потому что уже рассвело, жизнь началась – а метро всё не работает (там тоже люди, у них тоже праздник?)
Подвижной состав ходит как старый (отдельные вагоны с решетками вместо окон), так и новый (сочлененный в один гигантский вагон поезд, с краев которого можно любоваться туннелем по ходу поездки).
Все вагоны – на резиновых колесах, и из-за этого там, где нет кондиционеров (= в старых вагонах) достаточно шумно.
В жаркое время на станциях вентиляторами распыляется вода.
В любое время – на мониторах помимо рекламы под заводную музычку транслируются не только банальные новости, прогноз погоды и т.п., но и полезные советы (например, дамам по хозяйству). Еще одна мелодия, используемая в телетрансляциях, чем-то похожа на “Голубой вагон” из “Чебурашки”, и я уж было подумал, что в Чили мелодия так же хорошо известна, как в Японии – но нет.
В оформлении станций используется то или иное искусство. Я покажу несколько примеров с 5-ой линии, которой я пользовался чаще всего.
Станция Baquedano
Все станции построены примерно по одному принципу – платформы боковые, переход между платформами осуществляется там же, где люди заходят на станцию, выход – по отдельным лестницам с известной системой дверей, чтобы в одну сторону выйти было легко, а в другую – проблематично.
Что касается автомобильного транспорта, то им я пользовался в виде частных и маршрутных такси.
Машину думал брать – но в итоге ограничился доступными общественными опциями.
Частные такси ходят по счетчику – но понятно, что в праздничные ажиотажные дни он не работает.
Маршрутные такси представлены легковушками, вмещающими 4 пассажиров, где каждый платит за тот участок маршрута, который проезжает (тариф дифференцированный от расстояния, но фиксированный управлением транспорта). В таком виде – достаточно удобная вещь, долго ждать заполнения не приходится, и остановок в пути легковая маршрутка практически не делает. Но и недостаток у нее – практическая невозможность попасть в нее посреди маршрута (нужно пользоваться конечной остановкой), если он начинается от ажиотажного места (например, станции метро) – потому что при возвращении с Cascada de las Animas мы сели в первую попавшуюся машину без проблем.
Интересная автомобильная фишка, которую довелось увидеть – это своеобразная парковка.
Каждое место физически отделено от другого – в результате занять одной машиной 2 места получится разве что на тракторе, и у пешеходов есть всегда достаточное место для прохода между машинами.