Расположенный к югу от Флоренции город напомнил мне Толедо – таким же выдающимся на фоне всех остальных достопримечательностей оказался собор (правда, всё-таки несопоставим по уровню) и так же приходится ходить вверх-вниз из-за особенностей ландшафта.
Красавец собор – стильный и неповторимый.
Его строители молодцы в том, что если уж избрали черно-белый полосатый стиль – то следовали ему во всём и до конца.
Чтобы попасть внутрь – нужно купить билет, вход – с фасада, касса – за правым нижним углом.
Перед входом можно понаслаждаться скульптурным убранством – благо его предостаточно.
Помимо необычного черно-белого стиля необычно также и расположение колонн в перекрестьи.
Если обычно соблюдается система нефов (параллельных пространств, разделенных колоннами), то здесь 2 колонны выставлены посреди боковых нефов (см. дальний план), образуя шестиугольник.
Видимо, это нужно было для расппределения нагрузки купола (хотя по сравнению с флорентийским он, более ранней постройки, конечно совсем скромный).
Там также используется тема с сходящими с небес ангелами, как я уже видел в одном храме в Риме.
Пожалуй, главная примечательность сиенского собора – это мозаичные полы.
Нередко раскрашенные в те же черный и белый (а также красный) цвета, они отражают различные сцены в большом масштабе.
В магазине собора есть продается даже специальная схема-путеводитель по напольной росписи собора.
Как видно – основные сцены сосредоточены в перекрестьи, в то время как по боковым нефам изображены отдельные люди.
В темном соборе хорошо смотрятся витражи: тайная вечеря над фасадом
И еще одно, авторства Duccio di Buoninsegnia над алтарем. Его можно снять или с искажениями, или – с тросом люстры, который расположен почти по центру нефа.
Еще можно отметить могилу одного монаха (оформления Донателло)
Статую Иоанна Крестителя (также Донателло)
Среди других широко популяризированных в 90-х годах скульптуров и живописцев руку к собору приложил Микельанджело – но его работа не показалась мне примечательной. Кто автор этого надгробья – я не знаю.
Ну и, конечно, в январе не обошлось без сцены Рождества (вертепа) – здесь она достаточно скромная и статичная.
Художественные реликвии хранятся в музее собора (Opera del Duomo) – в нее я не пошел (и вполне возможно, что зря), как и на смотровую площадку (не на колокольне, а на боковой стороне) – тоже, наверное, зря.
Прочие достопримечательности и детали
Другая достопримечательность мирового уровня – это piazza del Campo.
Для лучшего понимания я размещу здесь чужую фотографию, авторства Ricardo André Frantz’а.
Традиция лежать на каменном полу покатой площади здесь не прекращается даже зимой в не самую жаркую погоду – во всяком случае, на piazza Pitti я лежащих не наблюдал (впрочем, я там в солнечную погоду не был).
Мне это не понять (или я может слишком худой и оттого чувствительный к твердым покрытиям?).
Из остальных достпопримечательностей я отметил для себя palazzo Salimbeni (интересно, чтобы пройти мимо, фотографировать не стал), Santuario Casa di Santa Caterina (пометил для себя интересные интерьеры – но они так себе),
Basilica di San Clemente in Santa Maria dei Servi (идти километр туда и потом столько же обратно по холмистому ландшафту заломало). Был также в Basilica Cateriniana San Domenico (интересно, но фотографировать по-моему запрещено) и на piazza Giacomo Matteoni (ничего особенного).
Так что теперь – к деталям. Питьевой фонтан.
Табличка для пешеходов, призывающая идти слева.
Иллюстрация на дороге с тем же смыслом.
Также известной достопримечательностью Сиены являются ее 17 коммун и их знаки идентичности. Однако единственная табличка (которая, как я думал, иллюстрирует одну из коммун), таковой не оказалась – а больше мне не попалось на глаза (несмотря на несколько наверстанных по юго-западной и северо-западной части города километров).