Этот город инков на пути из Куско в Мачу-Пикчу был выбран для посещения потому, что он живописен, и строения инков всё еще заселены – а также как альтернатива Мачу-Пикчу, который я решил не посещать по причине переполненности, неуютности атмосферы из-за переразвитого туристического бизнеса, удаленности и необходимости закладывать на всё запасы времени, чтобы не опоздать по своим билетам, если не хочешь наглеть. Словом, кроме нереальной красоты, от Мачу-Пикчу – одни проблемы, поэтому от его посещения я воздержался, ограничившись вариантом попроще (видимо, по тому же принципу я воздерживаюсь от общения с девушками, от которых тоже одни проблемы, кроме красоты).
По правилам испанского языка, название города должно произноситься как Ойянтайтамбо (где “LL” образует звук “й”), но, прислушавшась к местным, я понял, что они не очень-то стараются соблюдать правила, и произносят его чаще так, как испанские названия коверкают, например, в России: Ольянтайтамбо.
В сокращенном варианте зазывал на частные автобусы название звучит как “Ольянта”, хотя при более детальном изучении становится понятно, что первая часть названия – это “Ollantay”, c игреком на конце.
Пример частного автобуса.
Кроме того, суффикс “tambo” распространен и в других названиях (у инков “тамбо”, или точнее “тампу” означало специальную структуру для хранения запасов и мест остановки путникам), поэтому среди археологических сайтов в Перу можно встретить Warawtampu, Tarmatampu, Tampukancha и другие.
С названием мы разобрались, теперь приступаем к основной программе, состоящей из 3 частей: археологических руин, города и дороги к ним от Куско по долине Инков.
Руины
Собственно, именно они облагаются платным входом (посещение города – бесплатно, он открыт) и состоят из террас, различных культовых сооружений и амбаров.
Вот, допустим, достаточно известная стена из 6 монолитов.
С высоты комплекса хорошо видны постройки, например, круглый стадион (остался от инков?)
И открывается хороший вид на долину инков.
Хранилища вдалеке от основной туристической тропы доступны для посещения изнутри. Там растет примерно то же самое, что и в наших широтах, если крыши больше нет.
А если крыши нет – то угол в здании можно использовать как общественный туалет, собственно, как и везде в Перу.
Долина инков тянется вдоль русла реки Урубамба, а перпендикулярно ей течет по городу и впадает в нее река Патаканча – таким образом, Ольянтайтамбо стоит на пересечении 2 долин. Патаканча очень живописно разделяет археологический комплекс и пастбище, но этой фотографии у меня нет (было против солнца).
На другой стороне долины реки Патаканча расположен другой комплекс (бесплатный к посещению) под названием Pinkuylluna, известный своими зернохранилищами. Их фотографии меня так впечатлили до отъезда, что по приезду я тщательно пытался найти ту красоту, оставшуюся у меня в памяти. Среди всего того, что я наблюдал, я ее так и не нашел, а по возвращению понял, что был очень близок к ней, но она меня вживую просто не впечатлила (хотя часто бывает обратное).
Вход в этот комплекс найти не так-то просто (хотя, наверное, мне было непросто потому, что я не знал, как называется комплекс, и поэтому прошел мимо указателя с его названием).
Повернув с центральной улицы города (которая так и называется – Calle Principal) при движении в сторону Куско на последнем повороте налево (На calle Lares), нужно ориентироваться на следующую табличку.
А дальше всё просто – подниматься по лестницам
А наверху – на мой вкус, ничего особенного, кроме видов на город. Plaza de Armas
Это мы уже забежали вперед, в сам город, знакомство с которым – не меньшая достопримечательность, чем руины.
Город
C инкских времен в городе сохранилась канализация, которой люди, не имеющие водоснабжения в домах, пользуются по сей день. Надо полагать, что река Патаканча разделена на немалое количество частей – и всё равно, как настоящая горная река, течет она достаточно живо.
То, что кладка улиц вполне себе сохранилась со времен инков – безусловно, впечатляет.
Нельзя сказать, что камни идеально подогнаты друг к другу – но смотрится всё равно впечатляюще.
Вот инкский портал, вход в дом уважаемого человека, чему свидетельство – монолитный свод (то есть состоящий из одного камня). Сегодня этот дом имеет адрес calle Pata, 622.
А на plaza de Armas – фирменное перуанское развлечение, елка из зеленых пластиковых бутылок.
Поездка по долине инков
Способов добраться из Куско в Ольянтайтамбо есть несколько: по железной дороге (которая в конечном итоге ведет в Мачу-Пикчу), на официальном автобусе и на частных маршрутках.
Я настоятельно советую воспользоваться последним вариантом.
Железные дороги – хоть, может быть, и самый живописный вид транспорта, но точно самый дорогой.
А в плане медленности они посоревнуются с автобусами.
Поездам часто приходится преодолевать подъемы зигзагом, когда поезд полностью останавливается и едет в другую сторону после перевода стрелок. У автомобильного транспорта необходимости в полных остановках для преодоления гор нет – но автобусы очень медлительны. Поэтому частные маршрутки – рулят.
Главный их недостаток – необходимость собрать полный состав народу для отправления.
В день приезда в Куско я напоролся на их стойбище, мне сказали, что они отправляются каждые 10 минут.
На следующее утро, когда я навострил лыжи в Ольянту, я не смог найти эту стоянку (запутался в улицах), зато нашел несколько других.
Это – очень живописное зрелище.
Стоят зазывалы, орут на всю улицу “Ольянта, Ольянта, Урубамба, Ольянта, Урубамба, Урубамба, Ольянта…”
Когда две конкурирующие группы собрали по полмаршрутки – не могут договориться между собой, чтобы собрать один полный автобус вместе.
Меня очень удивили расценки на проезд.
Несмотря на то, что мы ехали во вполне комфортабельном и свежем микроавтобусе Toyota, а бензин в Перу стоит весьма недешево, маршруточники почему-то держат ту же планку цен, что и официальные автобусы, хотя сильно опережают их по скорости.
В результате часовая поездка из Куско в Урубамбу (центральный город долины инков) обошелся пассажирам нашей маршрутки всего-навсего в 3 соля! Это где-то 36 рублей. На участке до Ойянтайтамбо стоимость выросла, но в общем и целом вышло недорого: 10 солей (120 рублей) за 1,5 часа дороги.
На обратной дороге мне повезло влезть последним в уходящую маршрутку (и даже упросить водителя подождать меня, пока я схожу в туалет, что вызвало гнев уже усевшихся пассажиров) – но стоимость уже составила 15 солей (не страшно), и маршрут закончился не у автостанции (где они обычно начинаются), а на plaza San Fernando (мне так даже ближе).
Вывод о медлительности железнодорожного транспорта я сделал не только потому, что мы иной раз летели 80-90 километров в час – но и из-за резких углов изгиба железной дороги, которая практически всё время идет рядом с дорогой автомобильной.
Во время пути есть смысл смотреть по сторонам: долина инков мне показалась более живописной, чем посещенная за 3 дня до этого долина в Чили – хотя уступающей каньону Colca, который я осмотрел еще через 3 дня после этого.
Возможно, это случилось еще потому, что мы преодолевали горы. В низине виднеется город Урубамба. Перед глазами стоят гораздо более сочные кадры – но их снять в быстром движении у меня не получилось.
При взгляде на приближающиеся снежные вершины я начал жалеть, что не взял зимнюю куртку (всё-таки Куско и так выше 3 000 метров, а тут еще подъем), но в результате на солнце было порядка +20, и ходил я в футболочке.
Дорога имеет несколько интересных особенностей.
Перед лежачими полицейскими на полосе краской написано предупреждение “Despacio, giba a 100 m” (“снизьте скорость, препятствие через 100 м” – исп.)
В горах какой-то Дима отметился надписью (на переднем плане – автобус, похожий на муниципальный, только уж очень хорошо выглядящий для него).
Так эти надписи выглядят вблизи.
В Урубамбе часть дороги ремонтировали, поэтому объезд прошел частично через спортивную площадку.