Семёнково – лучший архитектурно-этнографический музей России

Конечно, я не был и в половине подобных музеев в России, а они расположены и в живописных местах на Урале, и на Русском севере, и в Бурятии с буддийскими дацанами, так что мое утверждение голословно и не подкреплено достаточным опытом.
Но в любом случае, грамотное использование средств основного спонсора, металлургического комбината «Северсталь», позволила музею представить свою экспозицию на более высоком уровне, чем у соседей из других областей, которых я посетил ранее, а некоторые приемы нетипичны для России в принципе.
На снимке – табличка у часовни Ильи Пророка с подписанными терминами, которая сопровождает может быть каждый экспонат в музее.


Чтобы никто не называл музей неправильно (например, Семенкòво), везде, где можно, название пишется как Семёнково.

Музей представляет всю Вологодскую область, и если по экспонатам так было бы говорить некорректно (они представляют Среднесухонский регион, это средний восток области (Нюксенский, Тарногский и Тотемский районы)), то с учетом месторасположения в Вологодском районе (практически на окраине Вологды) и финансовой поддержки от череповецкой «Северстали» это вполне справедливо.

Как выяснилось, «Северсталь» – не единственный спонсор, зафиксированный на табличке.

В музей я попал хмурым утром, поэтому фотографии получились достаточно сумрачными. Это была суббота 14 июня, когда основные праздничные мероприятия уже прошли, и к открытию приехала только еще одна пара, с которой мы еще долго были единственными посетителями в музее. Через 1,5 часа ситуация уже поменялась, подтянулись экскурсионные автобусы, поэтому рекомендую приезжать заранее, чтобы в более спокойной обстановке ознакомиться с экспонатами. Но есть и недостаток – в 11 утра в буфете практически не было свежей выпечки (только блины на заказ и фабричные изделия) – видимо, основная масса блюд готовится к обеденному времени (если вообще готовится).
Тем не менее, вне зависимости от времени посещения несколько домов с экспозицией были закрыты на спецобслуживание, так как в них проходили корпоративы. Вместе со спонсорской помощью скудного поступления от входных билетов, по-видимому, недостаточно для содержания большой территории музея, поэтому тот проводит активную политику по проведению праздников на своих площадках (ничего подобного ранее в схожих музеях я не встречал). Так что если есть возможность – рекомендую приезжать в будний день, чтобы увидеть в музее максимум возможного.

Активная работа с молодежью и детьми вылилась в то, что у музея есть свой талисман – неудивительно, что его зовут Семён.
Помимо квестов и мастер-классов для детей (например, в мое посещение я краем глаза видел мастер-класс по рукоделию) есть и минимум один специальный детский уголок.

Все объекты в поселке расположены так, как это принято в деревнях Вологодской области – длинные дома (которые правильнее называть даже домами-дворами), ориентированные своими фасадами на юг, выстроены в 2-3 линии.
Каждый объект в музее имеет какую-то архитектурную особенность. Например, вот дом Уланова со взвозом, более подробная информация о котором представлена на сайте музея, что также нетипично для наших музеев.

В домах представлена обширная экспозиция, посвященная различным темам деревенской жизни региона: уже упомянутому рукоделию (в которое можно включить гончарное и кожевенное дело), кулинарии (со знаменитыми вологодскими маслом и молоком), охоте и рыболовству, обычному сельскому хозяйствованию и не только. Наличие какой-никакой кухни в музее выгодно отличает его от тех же Витославлиц, Василёво и Строчиц, где я был ранее.
Тем не менее, из-за ориентации на большие избы в музее не представлен типичный образец вологодской избы, которую я наблюдал по всему своему маршруту (а был я от Тотьмы на востоке до Кириллова на западе и Череповце на юго-западе) и в северных краях Ярославской области (Пошехонье).
Эта фотография сделана в Тотьме и представляет нетипичный образец, когда фасад декорирован в виде луковичной главки. Обычно всё проще, и по углам сделаны равнобедренные треугольники длинной стороной в несколько десятков сантиметров.

Для описания экспонатов используются красиво выглядящие (и совершенно нефотогеничные) стеклянные панели с дублированием информации на английском языке (еще один отличительный плюс). Впрочем, на данной конкретной фотографии отсутствие фокуса испортило бы любую красивую вещь.

В «рукодельческой» избе представлена впечатляющая инсталляция из дерева и предметов быта с подсветкой. Снять ее целиком не получилось из-за небольших габаритов помещения.

Из необычных экспонатов хочется выделить крыльцо Георгиевской церкви, которая в остальных деталях ничем не отличается от шатровых церквей в других музеях.

Музей развивается, в нем постепенно появляются новые экспонаты, например, мельница, информация о строительстве которой подробно расписана на баннере. Такое раскрытие информации также нетипично для России.

Так что есть основания полагать, что в будущем музей будет еще более интересным.

Оставить комментарий

Войти с помощью: