Расположенные в Кирилловском районе Вологодской области бывшие монастыри, в которых теперь расквартированы филиалы одного музея, я посетил, как и большинство других, в один день. Они оставили разное, но сильное впечатление.
Сначала я попал в село Ферапонтово, где расположен бывший Ферапонтов монастырь, во время фестиваля с ярмаркой. Место действительно стоило посещения, а я в который раз убедился, что ЮНЕСКО фигню не включит в список всемирного наследия (ну разве что иногда).
В музей фресок поток туристов достаточно большой, а доступ – ограниченный, поэтому своего времени мне пришлось ждать почти час, за который я посетил второстепенные выставки в бывшем монастыре. Этот момент стоит учитывать при планировании времени на посещение (собственно, из-за незапланированного проведения времени я и не поехал в Белозерск, потому что в итоге освободился поздно). Исходя из толп иностранных туристов, которые я позднее видел в Кирилловском монастыре, неутреннее время посещения музея – оптимальное, потому что утро, скорее всего, занято большими экскурсионными группами.
Что интересно – монастырь дважды бывший, потому что еще в царское время монастырь пришел в запустение, потом жизнь в нем наладилась снова, а второй раз он стал бывшим уже в советское время.
Надо сказать, что организация посещения музея фресок – непривычно высокая для России, а особенно – для глубинки.
С учетом ограниченного времени на пребывание непосредственно в соборе (15 минут) очень в тему фильм, показываемый перед посещением. Мало того, что узнаешь многое об истории и методах реставрации, так еще и лучше ориентируешься в рисунках, когда попадаешь в собор, фильм служит своеобразным рассказом экскурсовода.
Также каждому посетителю выдается большой сопроводительный плакат, в котором расписан каждый сюжет и каждый портрет собора. О его качестве может говорить, например, презентабельный входной билет в музей.
15 минут, даже когда входишь в собор подготовленный и знаешь, что к чему, для посещения оказалось достаточно (хотя я опасался, что времени не хватит – а в результате хватило и на беглое изучение экспозиции в боковых галереях).
Если кратко сказать об изображениях – то конечно, качество и насыщенность пространства фресками поражает.
Используется как традиционные для церковной живописи приемы: например, в алтарной части за счет закругления архангелы получаются как будто наклоняющимися перед Богородицей с младенцем.
Так и менее традиционные: например, в северной части алтаря святые изображены на северной стене, а архангелы – на восточной, хотя рисунок – один, переходящий с северной стены на восточную и потом на северо-восточную стену (что я бы не заметил, если бы не читал сопроводительный плакат).
Итого – впечатляющий шедевр искусства, стоящий времени на поездку к нему. Ну а мой путь лежал дальше – в Кириллов.
Стены и башни бывшего Кириллово-Белозерского монастыря доминировали еще на центральной улице города (носящей имя Преображенского), а уж когда зашел внутрь – и подавно.
Монастырская территория, как и стены, просто огромная, нашлось место и мельнице, и деревянному храму (на июнь 2014-го года сокрытому в лесах), и хозяйственному двору, где на пленэре расположились художницы, и чему только еще.
В Кириллове тоже в этот день проходил фестиваль, в данном случае – военно-исторический, заглавный снимок был сделан по его окончанию, а тот, что ниже – в разгаре.
Но еще перед входом меня ждал тупняк перед билетной кассой, потому что единый билет есть – но он не включает многие интересные выставки, зато включает многие мне ненужные, поэтому я его не покупал, а в итоге приобрел веер из 5-6 билетов (часть из которых – на экспозиции по единому билету).
А еще перед входом – теремок, где надписи для иностранцев на английском выполнены крупнее, чем на русском.
Из всех экспозиций, где я был, я бы выделил Архимандричьи кельи и Успенский собор.
В Архимандричьих кельях размещается иконостас собора, на каждый ряд (чин) – отдельная комната, что для рассмотрения икон – очень удачное решение, потому что средние и верхние ряды всё равно нереально было бы смотреть под таким ракурсом, не задирая голову.
Среди прочих экспонатов запомнилось множество иконографических образов Богородицы, собранных на одном полотне.
А по росписи на стенах я впервые предположил, что Ферапонтов монастырь перестал быть действующим еще в царское время.
В Успенском соборе же сейчас остались только фотокопии икон в иконостасе – тем не менее заслуживает внимание общее композиционное решение, а также неплохая роспись, выполненная уже в XIX веке.
Итого: впечатляющее не только своими размерами, но и коллекцией место, на которое в зависимости от энтузиазма можно запланировать 1-2 часа.