Боровск

Этот древний русский город, в свое время бывший центром княжества, сейчас привлекает туристов в-основном не историей, а своим стрит-артом.
Боровск давно был в моих планах – но поскольку рядом расположен комплекс «Этномир», их посещение я решил совместить, и поэтому город спокойно ждал моего визита, а Калужская область оказалась последней из граничащих с Московской, которую я посетил с туристической целью, на своем автомобиле (до этого я был в Калуге в далеких 1997 и 1998 годах на турнире по «Что?Где?Когда?»).


У меня нет цели делать подробный репортаж о боровских настенных росписях и соревноваться в красочности и подробности с теми, кто их уже в немалом количестве написал – но небольшую справку привести всё-таки придётся.
Дуэт художника Владимира Овчинникова и поэтессы Эльвиры Частиковой на собственные средства (как и полагается настоящему стрит-арту) расписывают городские стены картинами и со стихами (а это уже смотрится достаточно свежо и необычно).
Их сюжеты касаются не только славного прошлого (связанного, в первую очередь, с Циолковским, работавшим в здешней гимназии, и Наполеоном, ночевавшем в городе в 1812 году, а также математиком Пафнутием Чебышёвым, художником Илларионом Рукавишниковым (родившимся в Боровском уезде, но всю свою творческую жизнь проведшим в Москве) и не только), но и не всегда приятного настоящего, что не очень-то нравится городским властям.
Некоторые фрески не сохранились – но тем не менее оставшиеся занимают видное место в городе.
Среди нераскрытых в ранее прочитанных мною отчетах сюжетов хочется выделить нарисованные окна.
По-моему, это явная специализация Владимира Овчинникова.
Судите сами.

Купеческий дом (с каменным цокольным этажом и деревянным жилым) тоже попал под раздачу.

А здесь – не только окна, но и даже нарисованные ворота.

Если вернуться к прошлому, то Боровск – известный центр старообрядчества, куда была сослана известная всей стране боярыня Морозова. Но эта часть истории города нигде не подана интересно, и самостоятельное изучение интересных мест типа посещения Пафнутьево-Боровского монастыря особенного впечатления не произвело. В действующих монастырях у меня очень часто портится впечатление от того контингента, что их посещает.

Впрочем, помимо привычных глазу церквей (ничем особенно на фоне аналогов в других городах не отличающихся) и современных фресок в городе есть что посмотреть и от советского периода.
Правда, как это зачастую случается, само здание, в отличие от мозаики на нем, находится в не самом лучшем состоянии.

Что касается музеев, то в краеведческий музей я зашел – постоянная экспозиция без изысков, так что в зависимости от интересности временной экспозиции там можно провести 10-30 минут.
Также был в выставочном зале “Школы мастеров”, находящемся в примечательном доме городской усадьбы Шокиных. Не впечатлило.
Про музейно-выставочный комплекс, расположенный между ними, просто не знал.

Город более-менее благоустроен.
Такое оформление крыши, как за памятником философу Николаю Фёдорову – пусть и не самый лучший вариант, но всё же.

На бульваре на центральной площади, с советских времен носящей имя Ленина, в тени многочисленных деревьев расположены лавочки с урнами.

А недавно поставленный памятник Циолковскому интересен и без фона за ним.

Необычен также памятник Циолковскому, поставленный относительно недавно.

Итого: умеренно-интересный город, который стоит посетить один раз, но больше пары часов в нем неинтересно, если не быть фанатом православия.

Оставить комментарий

Войти с помощью: