Этот отчет я разместил на форуме Винского. Привожу его здесь практически без изменений (только без ссылок на другие отчеты).
Первый совет универсальный, и касается любой точки Земли: если вы хотите взять такси из аэропорта, лучше всего делать это на этаже вылета. Там никто не будет набрасываться на тебя с предложением своих услуг, и таксисты будут рады возможности уехать из аэропорта с новым клиентом сразу после расставания со старым.
Мой путь из аэропорта лежал в Эчмиадзин, который чуть ближе от него, чем центр Еревана. Там мне очень понравилась экскурсия по Эчмиадзинскому Матенадарану, расположенного за алтарем собора – недолго и неутомительно, всё по делу и с акцентом на самое важное и интересное. Мне кажется, такая экскурсия должна понравиться тем любознательным, кому обычно экскурсии не нравятся. Примерно в этом же стиле я стараюсь выдержать и свой отчет.
Все закольцованные маршруты я предлагаю осматривать с конца, с самой дальней точки – так можно будет разойтись с основным туристическим потоком. Прочитав в отчете Ramon’a, что было бы здорово посетить монастырь Гег(х)ард в тихой обстановке, решение было принято быстро – именно туда нужно ехать в первую очередь, а в Гарни можно заехать и на обратном пути. В итоге, попав в монастырь чуть раньше 9, я успел насладиться тишиной этого места до приезда первого туристического автобуса.
На всяком армянском пейзаже должна присутствовать белая “Нива”, в крайнем случае – “Мерседес”.
Главной достопримечательностью соседнего села Гарни, на мой взгляд, является не восстановленный несколько десятилетий назад языческий храм (о чем открыто написано в сопроводительных табличках, которые большинство не воспринимают) – а чудеса природы в долине реки Азат.
Только третий местный смог внятно объяснить мне, как к ним проехать, поэтому для ориентира держитесь указателя Khosrov state reserve. Машину можно будет припарковать, когда вы уже совсем спуститесь к реке.
То, что в Хор Вирап нужно ехать с самого утра – понятно не только с точки зрения более ясной погоды, но и освещения, когда солнце светит на северо-восточную сторону горы Арарат, видимую из Армении. В моем же случае было достаточно облачно, горы практически не было видно, и единственным развлечением в монастыре был спуск в ту самую глубокую темницу, где был заточён Григорий Просветитель, в честь которой и назван монастырь.
Следующим пунктом моей программы был Нораванк, в который, после первого посещения в 13:30-14:00, я вернулся на следующий день в 11 утра, потому что мне было практически по пути, и потому что погода была ясная, а окрестные виды мне показались самыми приятными глазу.
Я еще раз убедился в том, как сильно меняется место в зависимости от обстоятельств – переполненное в один день и совершенно пустое в другой.
Основное развлечение в Нораванке состоит в подъеме, а главное – последующем спуске с узкой лестницы без какого-либо упора для рук (на кадре – в тени).
Еще одна хитрость заключается в том, что более детально барельефы, расположенные над порталами в храмы Нораванка, можно изучить в музее Момика, расположенном рядом со входом (стоимость посещения – 500 драм).
Когда я освободился в 14 в Нораванке, мысль пообедать в отрекомендованном в одном из отчетов ресторане в гроте по дороге у меня держалась недолго. Я понимал, что надо рвать в Татев, пока не кончилась возможность в него успеть по канатной дороге. Жизнь показала мою правоту – прибыв к станции канатной дороге “Алидзор” около 16 часов, я еле успел приобрести последний легальный билет “туда-обратно” – подошедший в очередь через 5 секунд после меня парень договорился уже нелегально. При этом предстояло ждать до 16:40 отправления “туда”, а последний рейс “обратно” запланирован на 17:40. И не факт, что с утра ситуация была бы другой – первый рейс отправляется в 10 утра, это не рано, а значит всё равно билеты на него надо покупать с 9. Впрочем, выбора у меня не было, потому что дело было в воскресенье, а по понедельникам канатная дорога не работает.
В билете четко обозначено только время отправления “туда” – а на “обратно” действует живая очередь. При таком раскладе на посещение монастыря у меня было максимум 45 минут, что не очень много – а значит, подозревал я, на последний рейс останется куча ранее прибывших в монастырь пассажиров, и как планируется всех их засунуть в скромную кабинку – не понятно, поэтому уже в в 17:30 я был готов занять очередь на отправление обратно. Мои опасения были напрасными – к 17:40 кабина не была заполнена полностью, и опаздывающих пассажиров в результате окрикивали, чтобы они быстрее собрались в путь.
А вообще, пропускная способность канатной дороги (всего 75 пассажиров в час), конечно, вызывает вопросы, что же здесь творится в летний сезон.
К сожалению, про оставленные на следующее утро Хндзореск и Зорац Карер мне сказать нечего – на следующее утро Сюникскую область накрыл сильнейший снегопад, к которому я в первую очередь со своей осенней обувью оказался совершенно не готов. Видя, какие проблемы испытывают машины на летней резине, я много раз благодарил арендную контору, что на моей машине были установлены демисезонные шины.
Дальше мой путь лежал на озеро Севан. Желающим сделать красивые фотографии с крупнейшего кладбища Хачкаров Норатус я советую приезжать во второй половине дня. Большинство хачкаров ориентировано строго на запад, и в первой половине дня они остаются в тени.
Что касается Айраванка, то здесь никаких особенных советов нет. Как и ранее в Норатусе, в “день жестянщика” я оказался единственным посетителем этих достопримечательностей.
Тем удивительнее для меня оказался контраст с переполненным Севанаванком, который, видимо пользуется популярностью из-за своего местоположения на дороге на север. Людей в кадре не видно – зато видно немало машин и автобусов на парковке. Внезапное похолодание сделало горные пейзажи более живописными – еще вчера большинство из них было без снега.
Самой впечатляющим местом Еревана оказался вид на город с Араратом, нависающим над ним. Если двигаться с севера, то на смотровую достаточно просто попасть – держаться на большом разветвлении Тбилисской дороги правее, и в конце проспекта Азатутян будет достаточно парковочных мест.
В дождливую погоду, скорее всего, Арарата видно не будет – но смотреть на город сверху вниз можно не промокнув, спустившись по лестнице к каскаду, когда смотровая будет служить козырьком.
Ну и возвращаясь в аэропорт, если осталось время после регистрации – очень колоритным местом является старый модернистский терминал аэропорта Звартноц, безлюдный с выбитыми стеклами, но тем не менее сохраняющий очарование первоначального проекта.
А теперь подробно про аренду машины.
Поскольку интереса к дегустации алкоголя у меня нет, необходимости в сопровождении и страха перед армянскими дорогами я не испытывал, то привычную по другим странам аренду машины я рассматривал наряду с более популярной для посетителей Армении опцией найма водителя с машиной.
Никто из предлагавших машину с водителем сопоставимого по цене предложения не сделал (даже те, кто 2 с небольшим года назад предлагал машину за 5000 драмов на 2 дня, в этот раз предложили ее за 12000, а на мое недоумение таким ростом они просто пожали плечами). Поэтому привычный к свободе перемещений я снова выбрал водить машину самому.
Как и с отелями, машины лучше заказывать не напрямую у конторы, а делать это через системы/агентства по бронированию. Помимо более дешевых цен вы имеете за собой большую иностранную контору, которая вступится за вас, если что. Правда, в случае с обязательной платой за безлимитную парковку в Ереване, которую взял Hertz, ничего поделать было нельзя. В конторе никто не интересуется, планирует ли арендатор вообще парковаться в Ереване – мелочь, а неприятно.
В прокатных конторах предлагаю машины только с бензиновыми (и дизельными) двигателями, что дороже в эксплуатации, чем машина на газу.
Но – существенно быстрее при перемещении по горам, когда на перевалах на высоких оборотах я объезжал газовые машинки как стоячие. Пожалуй, именно это позволило мне успеть на канатную дорогу Татев, да и вообще быстрее перемещаться по горной стране.
Дорожные указатели продублированы на латинице, поэтому необходимости знать армянский алфавит нет.
Брать в аренду GPS-навигатор при прокате я уже давно отвык, закачивая карты в программу на своем телефоне, а тем более по диким тарифам в 12,5$ за день. Но для Армении это может показаться актуальным, потому что карты этой страны для многих навигационных программ не существует.
Я же решил пользоваться навигацией от Google, который вполне хорошо прокладывает маршруты по Армении, для чего за 1000 драмов купил карточку безлимитного интернета по тарифу “Жаркие ночи” от Vivacell-МТС, который подсмотрел в еще одном отчете. В результате отдельную карточку, с которой нельзя позвонить можно было наверное и не покупать, а пользоваться обычной телефонной – за день активной навигации у меня были съедены только 20 мегабайтов, а скорость интернета была
невысокой (для навигации – нормально, а вот для серфинга – не очень).
Нюанс: шоссе от Еревана на юго-восток (в Вайоцдзорскую и Сюникскую области) пролегает через азербайжанский эксклав, который реально находится под армянским контролем.
Google считает, что там проезда нет, и отправляет всех в объезд.
Если поехать по шоссе не сворачивая – сэкономишь время, но за проезд по оккупированной территории без азербайджанского разрешения власти той страны лишают права на въезд (если, конечно, они идентифицируют нарушителя, как было с Артемием Лебедевым).
Решение за вами.
Единственный совет, который хочется дать про армянские дороги – это притормаживать, если видишь жилые дома вне населенных пунктов. Не раз и не два я сталкивался с тем, что начало населенного пункта обозначено с одной стороны дороги и не обозначено с другой. А камерам не докажешь, что ты имел право ехать 90, а не 60.
В итоге ни одного штрафа мне так и не пришло – но с учетом взаимных договоренностей между Россией и Арменией тамошние штрафы вроде как вполне себе учитываются российскими властями. (соглашения эти в первую очередь направлены на оплату российских штрафов иностранцами – но работает и в обратную сторону)