Когда в 2010-м году я узнал про проект по сбору видеозаписей с ветеранами войны, я без тени сомнения поддержал его, несмотря на отношение к движению “Наши”, которое его запустило. Я ездил к своему полному тезке, в честь которого меня назвали родители, заполнил анкету, как то требовал проект, и сделанные тогда видеозаписи с анкетой и сейчас можно найти в архиве этого проекта.
5 лет спустя, в канун 70-летия Победы, этот проект уже неуникален, и ни один из его аналогов я не поддержу, несмотря на то, что сам праздник я поддерживать продолжаю (и не первый год возвращаюсь из своих поездок 8 мая, чтобы 9 числа лично поздравить деда, хотя удобнее всего было бы и вторые длинные выходные использовать на поездку), и продолжаю считать его единственным из всех праздников, стоящих реального празднования.
Тем не менее, если раньше маятник был на стороне “слишком мало” (и памяти о ветеранах хранилась очень мало), то сейчас по моим ощущениям маятник на стороне “слишком много”, и теме победы, воспоминаний ветеранов внимания уделяется чересчур.
Причем ладно бы уважались все воспоминания – так нет, придуман законопроект об ответственности за отрицание официальной истории войны. Что рождает казусы, когда ветеран может получить наказание за то, что ориентируется на свою память, а не официальную историю, которая вполне может расходиться с реальной, в чем я имел возможность убедиться на примере Брестской крепости (единственной темы войны, которой мне довелось хоть сколь-нибудь подробно коснуться вне официальной истории).
Таким большим фокусом на прошлое словно констатируется факт пустоты и ничтожности настоящего. Русские слово становятся армянами с противоположной полярностью: у армян самое значимое событие в жизни произошло в прошлом, и это – трагическое поражение с последующим геноцидом, у русских – после того, как тема революции закончилась вместе с СССР, на авансцену также вышла трагическая борьба, но война закончилась победой. Ну и конечно, тема победы очень удобна государству в ситуации, когда “вокруг одни враги”, и все страны первого мира настроены к российской власти враждебно. Хотя обоим народам стоило бы взять в этом отношении пример с евреев – да, был Холокост, но жизнь на этом не закончилась, и настоящее не настолько принижено по значимости сравнению с трагическим прошлым (или я ошибаюсь?)
Похожие мысли хорошо выражены в песне Игоря Растеряева “Георгиевская ленточка”. Если эта запись показалась интересной, и вы ее ни разу не слышали – обязательно послушайте первый куплет.