Лондон подробно

За второе, гораздо более детальное посещение Лондона, какого-то единого впечатления от города не сложилось. Какой-то он слишком разный и хаотичный. Поэтому в качестве заглавной фотографии, лучше всего характеризующей город, я покажу 2: здания гильдии и ее библиотеки и аляповатая пародия на готику из современных материалов.

DSCF2835.JPG


Так что раз уж общих впечатлений нет, напишу отдельные по категориям.

Музеи

Лондон – достаточно удобный город для посещения музеев и приравненных к нему достопримечательностей.
Во-первых, многие из них бесплатны (но обратная сторона этого – очереди на вход), для посещения вторых есть London Pass, который позволяет сэкономить расходы.
Очевидно, посещать их нужно в разные дни, потому чтобы не переплачивать за Pass в те дни, когда ходишь по бесплатным.

Из последних я до поездки отметил музей Виктории и Альберта с его нереально гигантской коллекцией. Как и ожидалось, самым интересным оказался зал с копиями архитектурных и скульптурных шедевров мира. Но на фотографии осталась эта мешанина над центральным холлом.

На Британский музей я не планировал особенно тратить время, а ограничиться только посещением его свежесделанного атриума. Но поскольку на путеводителе отмечены объекты “что посмотреть, если у вас есть всего час” – мы эти объекты обошли.
Отдельно хотелось бы отметить экспозицию зимбабвийских долларов (которые дешевели в миллиарды раз в год, пока существовали), которой не хватает в ранее посещенном музее денег в Москве.

А музей естественной истории я хочу отметить потому, что в него всегда были самые гигантские очереди, которые не было интереса стоять, с учетом что к посещению планировался только основной зал.

Среди платных музеев самым интересным оказался Tower Bridge experience. Самым популярным у людей был прозрачный пол, на который все ложились, невзирая на нечистоту, и фотографировались. Помимо видов на город с “перекладинок” там расположена небольшая экспозиция про историю самого моста и самые примечательные мосты мира, также можно воспользоваться аутентичной лестницей. А на южной стороне моста открыл зал паровых двигателей, в который я изначально не хотел идти, но не пожалел. Там еще можно отдохнуть и посмотреть короткий фильм о мосте. Служащие отточенным голосом направляют поток туда, не делая никакой поправки на тех, кто оттуда начал просмотр.

Сам Тауэр (крепость), как и ожидалось, никакого впечатления не произвел, и посетили мы его лишь потому, что он был включен в London Pass, который обошелся дешевле, чем стоимость запланированных музеев по отдельности.

Также хочется отметить музей брэндов, рекламы и упаковки. Я думал, что часа на его посещение хватит – но ошибался, а больше времени не было. Представленная в 2 разрезах (времени и компаний) экспозиций очень интересная, при вдумчивом изучении экспонатов (а изучать их хочется) там можно провести часа 3.

Из приравненных к музеям впечатлил Royal Albert Hall. Экскурсия была интересной, и сам овальный зал – впечатляющий.

Также интересным показался и шекспировский театр Globe. Пусть он не оригинальный, а восстановленный (и немного не на том месте) – но там есть что посмотреть и во время экскурсии, и на постоянной экспозиции под театром.

На трибунах было очень шумно, групп было очень много – но во времена Шекспира никто и не молчал на представлении, всё аутентично.

Музей дизайна переезжал на новое место, единственная открытая выставка была посвящена велосипедам, и на нее ушло пара минут.

Церкви

Если в прошлый раз я заходил на церкви лишь на службах, то теперь пришло время посетить их полноценно.

Самой впечатляющим оказался Собор святого Павла. Его богатство показалось самым разнообразным (мозаики, скульптура прошлая и современная, видеоинсталляция, возможность подняться на купол и смотровую площадку), и с аудиогидом мы провели в соборе 2,5 часа, а могли и больше, если бы не пришли под закрытие.

Вестминстерское аббатство ожиданий не оправдало. Народу в очередь в него стояло не в пример больше (возможно, потому что оно входит в London Pass, в отличие от собора святого Павла, за который надо платить отдельно). Интересное в нем, конечно, есть – но уровень не тот. Наибольший акцент там сделан на личностях похороненных. Тем не менее, очень понравилась задумка с расшифровкой едва сохранившихся фресок.

Вестминстерский католический собор, интересный только снаружи, остался вне нашего внимания, а еще одной посещенной церковью был храм Тамплиеров в одноименном районе Temple. Помимо того, что скамейки в ней расположены перпендикулярно алтарю, как всегда интересным было вписание ротонды, которая как и в Ахенском соборе, соединяется с базиликой в единое пространство.

Southwark cathedral, единственный сохранившийся средневековый готический собор Лондона, снаружи интереса не вызывал, а поскольку интерьерами он не славится, мы прошли мимо.

Сады и парки

Гайд-парк – самый большой и самый милый из центральной цепочки. На фотографию попросились чайки и столбы. Хотя с таким же успехом его можно отнести и к Кенсингтонскому парку, граница между ними неочевидна.

Мы совершенно случайно застали дебаты в углу у Мраморной арки, потому что они проходят только по воскресеньям. Тем не менее, и там, и во всех остальных углах парка не так людно, как у угла с Зеленым парком (Green Park). Там словно совсем в другое место попал.

В Гринвичский парк мы изначально не планировали, но поскольку помимо достопримечательностей в London Pass входит еще и речной круиз, решили посетить заодно и Гринвич. С круизом вышел облом, но план на Гринвич уже был, так что хоть и с 2 пересадками на наземном DLR, но мы до него добрались.

И Regent’s park, и Primrose hill показались милыми и приятными. Но самым впечатляющим, конечно, был объект всемирного наследия ЮНЕСКО ботанические сады Кью.

Нас обманул путеводитель, сад работал до 20, а не до 18, чем мы с радостью и воспользовались.
Панорамы, перспективы и экспозиция – это неплохо передается фотографиями и видео, но что не передается – так это резкое повышение температуры при подъеме на верхний уровень Пальмового дома. А если спуститься на подземный этаж – она еще холоднее, чем на уровне земли. Его мы посетили в субботу, которая тоже день свадеб, поэтому со свежеприготовленной едой в садах была проблема из-за закрытых мероприятий.

Дворцы и замки и открытость

Очень впечатляющим оказался Виндзорский замок, давший имя монархической династии, не пожелавшей быть Саксен-Кобург-Готскими (хотя теперешние члены семьи – Глюксбурги). Впечатляет даже не архитектура, убранство или прогулочная аллея – а сама открытость, при которой только часть помещений закрыта при нахождении королевы в замке (Круглая башня), а большинство – открыто как всегда. Вот, пожалуйста, зал, где проходят званые обеды (с видеоподтверждением), вот зал, где королева принимает рыцарей подвязки и т.д.
Очень интересным показался немного скрытый от основной толпы двор на северо-западе с фахверковыми средневековыми домами.

И обрамляющая его башня имеет очень забавный профиль.

Единственный недостаток – Heathrow построили очень рядом к замку, поэтому глиссада проходит практически над ним, из-за чего тени самолетов сначала с непривычки пугают, а потом начинаешь за ними гоняться.

Еще одной приятностью London Pass’а является то, что в стоимость входит не только посещение самого замка, но и проезд к нему по Большой западной железной дороге, что с учетом большой даже по меркам Англии стоимости в 10 фунтов в одну сторону – очень здорово (замок находится уже за границей Лондона).

Другой иллюстрацией открытости является Вестминстерский (парламентский) дворец. Для посещения открыто далеко не всё, но посетители (только по субботам) могут увидеть реальные залы заседаний и конкретные обозначенные места, с которых к народу обращались королева, Нельсон Мандела и другие видные политики.

Архитектура и кварталы

Виктория – не только самая почитаемая королева Великобритании, но и монарх, после которого осталось наибольшее количество примечательных памятников (те же Тауэрский мост, Вестминстерский дворец, Музейный квартал и не только). Вот, например, милые изгибы рядом с Royal Albert Hall и Royal Colledge of Music.

Среди кварталов особенное впечатление произвел Camden town с его тусовочным фрагментом главной улицы (High Street) между одноименной району станцией метро и каналом.
Отходишь в сторону – и становится совсем тихо, впрочем, таунхаусы остаются милыми.

Ноттинг Хилл, как и ожидалось, тоже произвел приятное впечатление – хотя кирпичное, по-видимому, мне ближе, чем каменное и/или оштукатуренное. Да и Гринвич был тоже ничего – не то, что кварталы по пути к нему вдоль путей.

Великий и ужасный Сити производит своеобразное впечатление по выходным, когда не работают даже кафе и рестораны. Они могут себе позволить иметь те же выходные, что и обычные люди. Впечатление от Сити было бы совсем другое, если бы не квартал по Devonshire square.

Здание-осколок (The Shard) находится на другом берегу от Сити, но идеологически является его продолжением. Смотровая площадка башни дорогая (надо не тупить и бронировать заранее, хотя есть риск нарваться на пасмурную погоду и быть над облаками), но очень продуманная. Очень крутая фишка – сравнивать в бинокле, как выглядит место сейчас и в разное время суток (утро, вечер, день). В случае с кварталом у нашего дома это была еще и машина времени, потому что подгружаемые в бинокль фотографии были сделаны в совсем другом ландшафте, нежели сейчас. Меня удивило, что очень маленький процент посетителей ею пользуется.

Еще впечатляют совсем недалеко и невысоко пролетающие самолеты, садящиеся в аэропорту Сити. Хотя в Сингапуре, допустим, запрещено строительство зданий подобной высоты из-за гораздо меньшей, чем в лондонском случае, близости к аэропорту.
Впрочем, это вполне показательно для Лондона с его градостроительной политикой, где самый красивый вокзал сохранился вопреки вкусному местоположению, а не благодаря внешнему виду.

Квартал Сохо, очаровавший меня в прошлый раз, в этот раз показался непримечательным. Я пытался среди зданий найти те, которые меня так впечатлили в прошлом – пару-тройку нашел только.

Транспорт

Как уже было отмечено, транспорт в Лондоне – дорогой (впрочем, те же автобусы в Эдинбурге – еще дороже). Железные дороги внутри города и метро не синхронизированы по стоимости (как, например, в Париже или Берлине), хотя пользуются, зачастую, одними и теми же железнодорожными путями. Удивление вызывает то, что составы ходят дизельные, причем даже скоростные. Метро, конечно, электрифицировано – но удивительно, как выхлопами не пахнет в дебаркадерах вокзалов.

С вокзалами была связана та еще история. Когда мы ехали на север (через Бирмингем), оказалось, что платформы к поездам дальнего следования объявляют только за 10-15 минут до отправления. Наш, при этом, задерживали с объявлением, притом что время отправления – не сдвигалось. В результате объявили его минут за 5 до отправления, и вся уже стоявшая на ногах толпа ринулась к вагонам, причем наш был одним из самых дальних, у головы состава.

Лондон, конечно, впечатлил своим количеством автобусов. И, надо сказать, совокупность мер популяризации (платный въезд в центр, дефицит парковочных мест, в центре стоимость дешевле, чем метро, да и карта ключевых автобусных маршрутов в том же путеводителе) привела к тому, что автобусами – пользуются. И действительно – во многих случаях это удобнее и даже быстрее, чем пытаться добраться с помощью метро. И если поначалу метро было проще и понятнее, то затем, после одного дня совсем без метро, вкусив прелесть поездок на переднем ряду второго этажа, все следующие полные дни были уже с автобусами.
Надо сказать, что не все они модные и двухэтажные, есть и обычные модели, которые, конечно, на этом фоне выглядят совсем невыгодно. Моей идеей-фикс стало прокатиться на новой двухэтажной модели, со скругленными углами и диагональными линиями окон. Он, конечно, отличается в лучшую сторону – но не сильно.

Еще одним типом автобусов, который мы опробовали в Лондоне, был двухэтажный туристический. Отдельная цена на него, конечно, сумасшедшая, с учетом что живого экскурсовода в нем нет, но когда он достается бесплатно (я думаю, не надо еще раз называть причину) и ты едешь по неизведанным районам города – это прекрасно. Да и выхлопные газы не чувствуются, в отличие от Москвы.

Система оплаты за транспорт – приятная своим автоматическим ограничением (не нужно думать, покупать проездной на день или нет – система сама не спишет больше, чем стоит проездной), но не без изъянов. По бесконтактной карте ограничение сработало, а по Oyster – нет, и чиновники ограничились отписками по вопросу, почему так произошло на одном и том же маршруте.

Оставить комментарий

Войти с помощью: