Пусть в ней нет столько интересных музеев, зданий и т.п., что довелось увидеть в других городах – но зато на первое место выбилось местное своеобразие, благодаря которому рассказ о городе будет не похожим на все другие. Ну, по крайней мере его первая часть.
Колорит
Будапешт – это город экскурсионных автобусов. Конечно, во многих городах мира популярны hop-on hop-off туры – но не так, как в Будапеште. Компаний много разных, каждые борются за клиента, как могут, и конечно где, как ни в Будапеште, увидеть милые советскому глазу Икарусы. Правда, здесь они выступают в комплектации “кабриолет”, еще встречались с выбитыми стеклами.
Или вот такой вариант.
Далее. Будапешт – это город многочисленных бомжей. Несмотря на то, что мы жили в центре (редкая роскошь для многих других мест), бомжей оттуда не гоняли. Вот, например, они спят на одной из центральных площадей у входа в лютеранскую церковь.
А теперь немного обобщения – то есть речь пойдет про Венгрию.
Венгрия – это мужчины с усами.
Это выражается не только в том, какие фигуры изображаются как атланты на зданиях, но и например – в манекенах.
Или – в детских игрушках.
Что касается игрушек, еще одна замеченная в Будапеште тема – это детские пазлы в форме зверюшек, паровозов и т.д.
Если не колорит, то интересная особенность Будапешта – это его термальные источники, благодаря которым он – единственная столица-курорт в Европе. Посещение самой большой купальни в Европе было отдельным пунктом обязательной программы. Она действительно впечатляет масштабами и разнообразием ванн и саун, и судя по отзывам прошлых лет – начинает осознавать себя международной туристической достопримечательностью и меняется к лучшему.
Малое количество людей не должно вводить в заблуждение – это холодный 50-метровый бассейн, где посетители обязаны быть в шапочке, поэтому в нем народу в разы меньше, чем в соседних термальных ваннах, а на единицу площади – и подавно.
Будапешт – дешевый город, и наверное потому достаточно молодежный. В самую большую синагогу Европы нам по умолчанию продали студенческие билеты, даже не спрашивая. Было много молодежи на улицах (возможно, потому что в будние дни взрослые работают).
Ну а теперь как обычно
Почти всё интересное, что сейчас осталось в Будапеште (в плане достопримечательностей) появилось благодаря празднованию в конце позапрошлого века праздника 1000-летия обретения венграми родины. На это наложилось получение автономиии и преобразования многонациональнй Австрийской империи в Австро-Венгрию, а также объединение Буды и Пешта в Будапешт и разрушительное наводнение на Дунае.
Так что неудвительно, что на пештской стороне прошла стройка века (да что уж там – тысячелетия), в результате именно в Будапеште было построено первое в континентальной Европе метро. Сейчас это первая линия – достаточно своеобразная, потому что платформы сделаны короткими, пути – узкими, поэтому там ходят маленькие составчики с небольшими интервалами (это вам не Лондон, где туннели узкие – но платформы стандартной длины). Эта линия включена в список всемирного наследия.
Но если изобразить состояние будапештских памятников одной картинкой – она будет вот такая.
Колонны/пилястры разрушились, краска облупилась – ну хоть окна еще выглядят достойно.
Хотя любители красоты, наверное, не согласятся и скажут, что если картинка только одна – это должен быть дворец парламента.
Самый лучший вид на него – с воды, потому что со своего берега – слишком близко, с другого – далековато.
Прогулка по реке в Будапеште очень хороша – в отличие от Вены, река проходит здесь через самый центр, и основные здания хорошо подсвечены ночью.
А с обратной стороны дворца, на площади Лайоша Кошута, вмонтированы какие-то периодически без предупреждения разбрызгивающие установки. В деле удалось их увидеть только издалека.
А вот еще одно подтверждение заботы города.
Еще Будапешт можно смело назвать городом уличной скульптуры, памятники могут быть совершенно необычными и в неожиданных местах – можно проходить мимо и даже не предположить, что в 100 метрах будет что-то интересное. На фото – святые Козьма и Дамиан, как можно обратить внимание – с подсветкой.
Самая необычная скульптура – это, пожалуй, туфли на берегу Дуная, посвященная нацистским расстрелам (в первую очередь евреев) с 1944 года.
У венгерских евреев – не совсем обычная судьба, потому что Венгрия была союзницей Германии во Второй мировой войне, и до поры до времени претензии по расовой чистоте союзникам не предъявлялись. Но с 1944-го года начались массовые чистки, и именно в Будапеште спасал евреев от смерти Рауль Валленберг. А сейчас – в Будапеште самая большая синагога Европы и в обменниках в переходе среди прочих валют поменять на форинты можно и шекели.
На берегу Дуная расставлены туфли тех, чьи тела упали в реку после выстрелов, внутри – свечи, и, наверное, в темноте памятник еще эффектнее, чем днем – но во время речной прогулки мы его не заметили, всё внимание было захвачено зданием парламента.
Еще одна пештская особенность – застройка по-питерски «единой фасадой» с дворами-колодцами.
Это и стало причиной, почему мы посетились в относительно дорогом отеле – очень маленький выбор тихих мест, все жалуются на шум, потому что в таких обстоятельствах практически нет разницы между окнами во двор и на проезжую часть, ведь звук тянет в колодец, и во дворе разве что общий уровень шума ниже, а колебания – больше.
Но не только после праздника осталось в Будапеште интересное. Длинное красное здание с гигантской аркой на среднем плане справа – памятник минималистической эпохи, из-за этой арки так и называется – Arcadia.
Музеи
Вообще в нашей программе музеи не предполагались. Но в итоге их было целых 2.
Первый – это музей миниатюр Miniversum, расположенный в проходном месте на проспекте Андраши.
Я читал про него при подготовке, но особо интересным он не показался.
Однако всё решил грамотный ход с открытыми окнами, показывающими, что в музее не только миниатюры разных мест Венгрии, но и выставка про социалистический период.
На ней можно прочитать не только про хорошо известные любому жителю СССР панельное домостроение, воинскую повинность, детские лагеря и пионерию, но и про то, как Венгрия неудачно пыталась построить индустриальную экономику и как из-за этого принимала туристов из Западной Германии с их твердой валютой, став таким образом плацдармом для совместного отдыха разлученных немецких семей (у ГДРовцев проблем с въездом в страну соцблока не было тем более). Ну а далее именно через Венгрию после открытия ее границы с Австрией восточные немцы бежали в ФРГ, что сделало бессмысленной наличие в Берлине стены.
Сам музей содержит достопримечательности городов не только Венгрии, но и Австрии и даже не имеющей совместных границ Германии.
А для внимательных: помимо домов, зверей и машинок – сюрпризы в виде пожирающего людей динозавра или непонятного робота.
А второй музей – будапештского метро – расположен в вестибюле пересадочного узла Deák Ferenc tér. В музее используется реальная колея неглубоко заложенной первой линии, которой изменили трассировку после появления пересадок на новые линии. Было время, ходить специально никуда не надо – так что мы зашли и посетили, хотя, конечно, по-английски там немного.
Транспорт
Продолжая тему транспорта, стоит отметить, что трамвай в Будапеште хоть и по большей части старый (самый длинный многосекционный низкопольный состав мы в итоге не видели) – но очень быстрый. К слову, все 4 остановки, которые мы проехали сначала туда (а потом обратно) имеют пересадки на станции метро, 3 из них – одной и той же линии (где трамвай и метро дублируют друг друга), и трамвай на светофорах практически не задерживался.
В метро постепенно выводятся старые мытищинские вагоны (которые в отличие от Праги или Варшавы не доработаны, а потому так же шумны, как и в Москве). Но пока продолжается эксплуатация совсем старых маленьких вагончиков на 1-ой линии, старых советских и новых модных сочлененных сквозных (Alstom).
Автобусами и троллейбусами мы не пользовались, последний озадачил такой вот штукой в инфраструктуре.
Итого
Будапешт – интересный город, но на вопрос жены, хотел бы я сюда вернуться – я ответил, что скорее в качестве базы для дальнейшего изучения Венгрии. Хоть новые скульптуры и попадаются постоянно и неожиданно – всё остальное достаточно однотипно.
А в провинции цены еще ниже.