Сицилия

Когда было принято решение ехать на море не в новый год, как обычно, а в медовый месяц в сентябре, и желания ехать в Барселону в третий раз у меня не было – моя тогда еще невеста спросила: а куда бы мне тогда хотелось поехать? Долго с ответом я не раздумывал – это Сицилия, которая представляется мне идеальным (во всяком случае для Европы) местом для совмещения пляжного отдыха с культурным – куча достопримечательностей и достаточно южная широта, для сентября самое оно.

Такой я представлял себе большинство Сицилии, но верным этот пейзаж является для северо-западной части (снято у руин Solunto). В центрально-восточной части чаще встречается «холмистая степь».

Природа

Раз уж с природы начали, ею и продолжим. Самая известная природная достопримечательность острова (к тому же отмеченная ЮНЕСКО как всемирное наследие) – это вулкан Этна. Желания резко менять температурный режим и провести много времени на вершине у нас не было, так что выбран был вариант любоваться космическими пейзажами из машины.
В реальности мы выходили из машины (и даже не успели замерзнуть), но до запланированной конечной точки не доехали – ограничение трафика (типа только транспорт с разрешением может туда проехать). Ну да ладно, этого хватило.

Поскольку облака проходят очень близко к поверхности – тени от них очень четкие и быстросменяющиеся.
А вообще по итогу был сделан вывод, что местность рядом с Этной не самая лучшая для пляжного отдыха в бархатный сезон, потому что с подветренной стороны вулкан всегда собирает облака, и на солнечном острове часто остаешься без света.

Что же до извержений из одного из сотен кратеров, то выброса пламени увидеть не удалось (как и ранее в Коста-Рике) – но был виден какой-то дымок, похожий внешне на облако, но совершенно непохожим на него образом двигавшийся вверх и вверх.

Еще один прикол был связан со вкусным, но достаточно колючим фруктом, разделывание которого стало целой отдельной задачей.
Каково же было наше удивление, что он, оказывается, растёт на кактусах! Под названием опунции.

Про план поездки

Поскольку на Сицилии у нас было было всего 6 дней/7 ночей, то при планировании маршрута я решил придерживаться правила посмотреть непохожие друг на друга вещи по одному разу. Конечно, некоторые посещенные городские церкви были похожи друг на друга – но визит в них состоялся только потому, что они расположены близко от остальных пунктов программы, а популярные Монреале и Чефалу по этому принципу из программы выпал.

Самое интересное

Самым впечатляющим (и фотоёмким) пунктом программы оказалась дальше всего расположенная (на юго-западном берегу) турецкая лестница (Scala dei Turchi). Изначально она была в запасной программе (потому что на доехать, посмотреть и уехать нужен целый день, а их было всего 6) – но, видимо, нашему с ней знакомству способствовала не очень пляжная погода на восточном побережье. Поэтому начали мы достаточно активно (в первый же день, который предполагалось из-за засыпания в 4 утра сделать «овощным», мы от скуки и безысходности поехали на Этну), так что решили – чем черт не шутит. И в результате и по лестнице пошлялись, и я поплавать успел (а жена к тому моменту всё воздерживалась от воды).

Лестница выглядит как известняковые пласты, достаточно пологие с одной стороны, чтобы можно было подняться на них, и достаточно крутые с другой. Когда я глядел на фотографии, мне казалось, что вот по этому пологому подъему пройтись будет без проблем – но вот дальше уже страшно.

Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что вовсе и не страшно (хотя я боюсь высоты), и вполне можно ходить. Не по крайней, конечно, полосе – но по одной из следующих. И уж если соскользнешь – то не в море.

Несмотря на то, что поверхность была достаточно мягкая и скользкая, никто из нас не падал. Правда. жена предусмотрительно сняла тапочки еще на подъеме.

Ну а второе по степени впечатления место – это вилла дель Казале (Villa del Casale), славящаяся своей гигантской коллекцией древнеримских мозаик. Самый известный ее фрагмент – это так называемые «девушки в бикини», но меня больше всего впечатлил кусок длиной метров в 60, еще и выгнувшийся за века, но со стороны выглядящий так, будто он с самого начала был неровный.

Города

Если не считать сел и тех мест, где мы были проездом, городов в нашей программе было 2 – это крупнейшие на острове Катанья (с ее самым загруженным аэропортом, куда мы и прилетели) и Палермо (столица Сицилии).

В оба города, несмотря на арендованную машину, мы ездили из пригородов (где мы останавливались) на электричке. Причиной тому – ограничения на автомобильные перемещения в центре города и парковочный вопрос (итальянская культура парковаться бампер к бамперу и наличие парковочных мест). За 4 перемещения мы успели застать 3 разных типа составов, все из которых были достаточно комфортные и весьма пустые. Железнодорожных служащих при этом было достаточно много, что родило подозрение в убыточности этого вида перевозок.

Катанья поначалу показалась нам бесплатным городом: на нашей платформе билетов купить было нельзя, мы зашли в поезд, но и там никто не проявлял к нам интерес. Далее мы дошли до древнеримских развалин амфитеатра и бесплатно по ним пошлялись. Потом – в университет, где тоже бесплатно и беспрепятственно можно войти и полюбоваться интерьерами – и там даже есть поясняющие стенды.

Это уже потом мы дошли до другого амфитеатра (который видели с обратной стороны) и решили зайти за деньги (один бы я после Рима с Колизеем и не только вряд ли бы решил туда зайти).

Что касается достопримечательностей сицилийского барокко (которые были еще одной причиной посещения города наряду с древностями), то Basilica della Collegiata, больше всего впечатлившая на фотографии при подготовке, ожиданий не оправдала (видимо, перестал меня цеплять стиль барокко, с чем я уже столкнулся в Вильнюсе). Зато неожиданным впечатлением стала менее известная церковь в этом стиле, della Badia di Sant’Agata, расположенная в тени собора. Впечатлила пластика скорее не фасада, а больше металлических балконов.

В городе было достаточно много китайцев – в отличие от Палермо, хотя там больше есть чего посмотреть. Да и сам город больше старается – после получения статуса всемирного наследия для популяризации туризма запущены бесплатные автобусы-шаттлы (которыми, мы правда, не пользовались – гуляли пешком).

А статус дали городу за большое количество памятников разных эпох. Начать, наверное, стоит с норманнской – по этой части мы были в маленькой церкви Марторана (Martorana) и палатинской капелле (Cappella Palatina) королевского дворца. У меня норманны не ассоциируются с византийскими мозаиками – однако на деле это так, а в алтаре – так и классическая для сицилийского барокко мраморная лепнина и скульптура, и росписи на византийском куполе – видимо, того же периода.

Обе церкви достаточно небольшие и, наверное, собор Монреале со всем тем же плюс громадным размером впечатляет больше – но, как я уже говорил, просмотр византийских мозаик мы ограничили пределами Палермо.

К арабской эпохе может быть отнесен собор, где еще остались нестертыми надписи на арабском. Он вообще к любой эпохе может быть отнесен, гигантский и неоднократно перестраивавшийся.
Ну а дальше была запланирована классика барокко – и если в церковь Иисуса (del Gesù), разрекламированной на Википедии, нам было попасть не судьба из-за времени приезда, то закрытие по непонятным причинам церкви святой Екатерины (Santa Caterina) было неприятным сюрпризом. Оставалась церковь святого Доминики (San Domenico) – но в ней сицилобарочное было лишь в одной (с натяжкой двух) капеллах, не то.

И тут на выручку пришла активная позиция местных церквей. Если в Риме они зарабатывают как могут разными способами, то здесь церкви активно себя рекламируют, выставляя фотографии интерьера на непримечательные фасады. Так и мы прошли по центральной и полу-пешеходной (кроме такси) улице del Cassaro до церкви святейшего Спасителя (del Santissimo Salvatore). Помимо необычной овальной формы основного зала в ней всё как надо с точки зрения мрамора, лепнины и скульптуры. Но больше всего меня впечатлила эта композиция.
Как это часто бывает в итальянских церквях, не поймешь, нарисован ли рельеф или существует в реальности.

Существует.

Быт и прочее

Первое, что хочется отметить – это вездесущие отходы, сопровождавшие нас везде, в том числе у пляжей. Поэтому неудивительно, что на центральной площади поселка, с железнодорожной станцией и памятником – помойка.

Еще интересна культура доставки продуктов. Сверху спускают корзинку с деньгами, доставщики забирают деньги и кладут товар. И это не единственная пара, которую мы видели за этим занятием.

А еще мы были в замке Caccamo. Поскольку московский Кремль строили итальянцы, то во многих итальянских замках русский глаз увидит знакомое.

Да, и про русских. Наибольшее количество русских мы видели в аутлете, в котором мы провели совсем немного времени из-за его бестолковости, и поехали дальше. Вот и думай: больше всего китайцев – у достопримечательностей, русских – в магазинах…