На прошлой неделе Зеленограду исполнилось 60 лет. Предыдущая большая дата (50-летие) была в мои 25 лет, сейчас мне – 35, и личные изменения, конечно же, повлияли на взгляды на развитие города округа (хотя тогда я ездил в “реальную Москву” каждый рабочий день, а сейчас рабочее место расположено в Зеленограде).
Итак, что мы имеем?
1. Статус площадки для экспериментов утрачивается. Мне кажется симптоматичным, что эксперимент с турникетами начинался здесь, а вот окончание его приходит эхом из центральных районов. А новые вещи проходят там, где московским управленцам удобнее за ними наблюдать. Отдавая себе отчет в непонимании специфики города округа, они ориентируются на запрос местных властей, а те к экспериментам не склонны.
2. Транспорт. “Реальная Москва” проводит эффективную деавтомобилизацию, а в Зеленограде – противоположная тенденция.
В пределах МКАД на наших глазах (но незаметно) проходит революция, в результате которой личный автомобиль пропадает из требований среднего класса. В Зеленограде же приоритета общественного транспорта нет и (пока вопросами транспорта и дорог реально заведует Константин Антонович) не будет, а благодаря расширенным дорогам и переезду многих зеленоградцев за город число автомобилей только увеличивается.
Если 10 лет назад в расширении я видел однозначное благо, то сейчас готов признать его благом, если бы построенные третьи полосы отдали автобусам. Департамент транспорта Москвы исповедует разумную политику “чтобы люди пересаживались на общественный транспорт, он должен быть наглядно быстрым и комфортным”, но в ЗелАО пока так и не могут переварить пирог, перепавший после отмены маршруток. Да и пока они еще были, чем стоять в переполненных автобусах в час пик в пробках, лучше (и не так дорого) стоять в тех же пробках в своем автомобиле (каршеринга в ЗелАО нет, такси в час пик – ожидание до часа).
В результате если летом 2006-го года я практически жил на балконе с видом на лес, то в 2010-м году на этом же балконе меня становилось плохо слышно на конференц-звонках, а к 2014-му году я на него переезжать в теплое время перестал.
Да, еще из свежего. В округе с ближайшей станцией в 20 км перестали продавать билеты чисто на автобус, теперь мостранспорт – только по метрошным тарифам, что делает его самым дорогим по сравнению с конкурентами.
3. Жилье. Также 10 лет назад я считал однозначным благом ограничение жилищного строительства в городе округе без рабочих мест и только индивидуальные проекты домов на основных улицах.
Сейчас я считаю, что сохранение необычности – это хорошо, но не ценой облупляющегося крашеного кирпича и других допущенных нелепостей, а ограничение строительства оказалось более сложной проблемой, чем я думал – люди размножаются, достаток растет, советские жилищные стандарты больше не устраивают, поэтому из-за дефицита предложения и цена на жилье растёт, и переезжают в массовом порядке в близлежащий Солнечногорский район, обрекая себя на пользование автомобилем (см. п. 2). Раньше по признаку отсутствия строительства депрессивными считались Ржавки и Менделеево, теперь их такими не признаешь.
4. Рабочие места. Политики, конечно, обязаны говорить про перспективы, но реального эффекта от так нормально и не заработавшей ОЭЗ и 7000 новых рабочих мест округа с 2011-го года, упомянутых в поздравлении Собянина, не видно. Или просто эффект заключается в притяжении людей из других регионов, про которое в поздравлении упомянул Смирнов? Вру: как минимум эффект в том, что на деньги под ОЭЗ построили эстакаду через одноколейную ветку на промзону, в то время как 2 части города округа по-прежнему плохо связаны между собой и нуждаются в дополнительных связях.
И кстати, я практически повёлся на эту уловку: хорошая работа с цифрами, спичрайтеры Сергея Семёновича, но ведь население города округа с 2012-го года официально увеличилось на 16 000 человек, то есть этот прирост никак не компенсирует давно известную зеленоградскую нехватку.
Один вероятный читатель этих строк как-то посетовал мне, что не может на зарплату в 50 000 рублей (по-моему, выше средней по городу округу) найти себе сотрудников. На что я ему ответил, что достойный сотрудник будет ездить в “реальную Москву” и выполнять то же самое за в 2 и более раза существенную зарплату. А недостойный и этих денег не отработает.
5. Экология. В 90-е годы конкретно в этой сфере обстановка (за счет остановки промышленности) реально улучшилась, сейчас – из-за автомобилизации нельзя однозначно сказать, что стало лучше, чем в конце 80-х. При сравнении фотографий тогда и сейчас видно, что город округ технически стал более озелененным – заслуга местных властей хотя бы в том, что не снесли советские насаждения. Но вот от гигантского московского бюджета можно было урвать достаточный кусок, чтобы справиться с последствиями жизнедеятельности короеда (пока же продолжаются разговоры, что это просто красивый способ отвести землю из лесов под строительство).
6. Досуг. Достойные подвижки в культурной жизни города округа есть, но как только потребности становятся более специфическими – путь лежит в “реальную Москву”.
7. Что Зеленограду предрекли в поздравлениях?
Продолжение московского благоустройства, которое просто постепенно из центральных районов перебирается на окраины. Вопросов нет – очень часто, заезжая в область, быстро вспоминаешь, что Москва закончилась – но в зеленоградском случае это означает продолжение унификации с уничтожением характерных памятников (как было с площадью Юности), превращение из города со своими отличительными чертами в один из безликих окраинных округов (отсюда и столько зачеркиваний в тексте).
8. Здравоохранение. Детской больницы в городе-округе нет и не предвидится, ну хоть со вводом М-11 шансов на быстрый доезд до Тушинской больше. А так чуть что – вертолёт (может это и правда обоснованнее, чем строительство). Но почему-то кажется, что здесь мешает текущее административное деление: если бы Зеленоград и окрестности были в одной административной единице, может населения бы и наскреблось на детскую больницу. В остальном – всё, как и в “реальной Москве”. Хорошо, что не отстаем от хорошего, плохо, что всё плохое тоже с нами.
9. Где Зеленоград однозначно продвинулся – это в вопросе торговли. В Зеленограде не раз, не два и не три торговые объекты открывались на месте административного строительства. То ли это изначально было лицемерием (на что намекает число инцидентов), то ли – новые здание ни подо что больше по мнению властей сгодиться не могут. А выражение “очередной торговый центр” уже давно стало синонимом уныния, скуки и безвкусицы.
10. Спортивные объекты – пожалуй, еще одна сфера прогресса города-округа. Отлично, что появилась освещенная лыжероллерная трасса (аж с дорожными знаками!), в моем детстве о таком можно было только мечтать. Город прирастает кортами, хоккейными коробками, бассейнами, фитнес-центрами, отдельное спасибо за крытые спортплощадки у домов. Правда, в бездействие полиции они всегда облюбовываются алкашами, и печально наблюдать, как менее чем через 10 лет одна и та же площадка снова перестраивается, но выводов из неудачи предыдущей перестройки не сделано. И еще печально наблюдать за футбольным полем под родительскими окнами: если раньше мы гоняли по снегу в сумерках, и о заросте проплешин можно было только мечтать, то сейчас и городское освещение на поле работает, и трава заросла, и даже сетку видел, но за многие годы ни разу не видел главного – его использования.
Итого: не всё так плохо, как я думал, начиная писать статью, но если с отсутствием будущего у города-округа можно поспорить, то вот однозначного образа будущего после потери статуса центра микроэлектроники – так и не появилось.
Территория опережающего развития за счет ОЭЗ? Никакого “якорного” резидента так и не появилось, и для более чем 10 лет это уже не смешно.
Возрождение электроники? Некогда хорошо известный зеленоградский брэнд Sitronics больше не существует.
Кузница открытий в МИЭТе? Когда соосонвателя сети квестов “Клаустрофобия” Сергея Кузнецова спросили, что бы он изменил в своей жизни с высоты текущего опыта, он ответил – вуз. И я, как его однокурсник по МИЭТу, наверное, с ним соглашусь.
Остается только образ обезличиваемого спального района?
Или может я чего упустил и не вижу?