Вчера в Кемерово произошла трагедия. Из-за того, что это может случиться с каждым, и спастись не получится, страшно и за себя, и за близких. Но кто меня давно читает, знает, что моя стандартная мантра по поводу трагедий – другая. В этом году труды организаций 80 000 Hours и Give well внесли в неё дополнительную ясность. Если кратко, они стараются обратить внимание на величайшие проблемы человечества и наиболее эффективные для каждого человека способы повлиять на них. В качестве иллюстраций к философским концепциям используются простые примеры:
- Супермена они считают крайне неэффективным героем, потому что он спасал людей поодиночке, хотя мог массами,
- Многие всемирные проблемы переоценены и получают существенно больше внимания и денег, чем остальные (рак – потому что богатые с ним сталкиваются чаще, чем с другими проблемами, загрязнение окружающей среды – не помню из-за чего, но внимания собирает непропорционально значимости),
- Несмотря на то, что это иностранные организации, величайшими людьми в истории человечества они считают Станислава Петрова или Виктора Жданова. Один – не нажал на “ядерную кнопку” вопреки тревоге и инструкции, другой – составил программу и стоял за искоренением оспы в мире.
К чему я это всё?
Да всё к тому же, что и раньше.
Каждый раз внимание приковано к одной массовой трагедии, в то время как много маленьких трагедий не умеют о себе так громко кричать и докапываться до мозга людей.
В автокатастрофах в России каждую неделю гибнет столько же, сколько оказалось в торговом центре. Детей – может быть не каждую неделю, но каждый месяц погибает столько же, если не больше.
В этой области невооруженным взглядом виден как прогресс, так и регресс. Прогресса, на мой взгляд, всё-таки больше. Но нет самого главного – общественного внимания к проблеме. Оно появляется, только если погибает целый автобус.
Проблема еще в том, что если по многим другим вопросам жизни есть мнение власти и противоположное мнение, то по этому вопросу противников у власти нет, охаивается максимум глупый принцип повальных изменений в ответ на единичные случаи (примеры: рамки в общественных местах, запреты летать самолетам отдельного типа после катастроф).
Увы, здравый смысл в этом вопросе мне встретился только на английском языке.
А что касается последствий трагедии, то интересно, как неминуемые изменения по ее итогу коснутся систем контроля доступа (турникетов и т.п.) Ведь когда происходит короткое замыкание – турникет обездвиживается, и это совсем не пожаробезопасно.
А еще бы многочисленных охранников заставить нести ответственность за эвакуацию и собюдение норм. Но это – утопия, охранники чаще всего наемные, и чужая организация на них свою ответственность возложить не сможет.