В Протвино (Протвине?) я был за год до последнего визита в Серпухов, но материала на полноценную запись не набралось (или было недосуг, а
потом и забыл). А теперь решил написать и об обном, и о другом городе.
Серпухов – город павлинов
В Серпухове в первый раз я был в 2013-м году. Как и сейчас, город не был основной целью моего визита. Я осмотрел центральную площадь, Кремлевский вал с храмами, 2 монастыря, да поехал дальше. Вот что тогда я снял с Кремлёского вала.
В этот же раз основной частью программы были экспозиции – музей павлина и старообрядческая церковь (подчинения
историко-художественного музея). И наверное, дело еще было в том, с какой стороны в город заезжать.
Основной въезд со стороны Москвы – это Борисовское шоссе, со стороны автомагистрали. Второй по значимости – Московское шоссе, старая прямая трасса со стороны Чехова. В прошлую поездку (как раз в Протвино и Тарусу) в 2018-м году мы проезжали и там, и там, и ничего интересного замечено не было.
А теперь, благодаря расположению местного музейно-выставочного центра на северо-востоке города, я заезжал по Звёздной улице. И одно из первых, что предстало моему взору при въезде – большой мурал на пересечении Звёздной и Ворошилова, ведущей к автовокзалу (самая первая фотография).
А чуть ранее – необычно отделанные хрущевки. Возможно, причина кроется в наличии заводов ЖБИ в Серпухове, один из которых – совсем поблизости. Может это вообще дома, построенные для себя – поэтому их внешний вид, несмотря на типовую серию I-466, такой необычный.
На самом деле, Серпухов давно знает в толк в том, чтобы отличаться и выделяться. Еще когда в XVIII веке имперская геральдическая комиссия запросила, в чём особенность Серпухова по сравнению с остальными городами, ответ был таков, что в местном монастыре водятся павлины (они в одном из монастырей города водятся и по сей день). С тех пор заморская птица, ввезенная в петровское время, стала символом города. Даже на автонаклейках.
Музейно-выставочный центр (МВЦ) гордится, что их музей павлина – единственный в России, хотя музеем данную
скромную экспозицию можно назвать с натяжкой. Самым интересным мне показалось то, что поскольку в православии павлин традиционно считался
недобрым символом, для “обеления” знаковой для города птицы приведены сведения из индуизма, где он – положительный герой.
Самое примечательное в МВЦ, пожалуй – это необычная карта города, которой оформлена выставочная тумба. Здорово, что такое есть – но нигде больше в городе мне ее увидеть не удалось (хотя она вполне достойна того, чтобы быть размещенной на большом формате).
Зато увидел (рядом, то есть тоже не в центре) вот такое панно. На дальнем плане – распушенные в виде павлиньего хвоста городских желтого и красного цветов.
Непосредственно у которых – множество представителей другого семейства птиц, голубиных.
Рядом с МВЦ, как я потом выяснил, администрация города. До объединения с районом город не входил в его состав, так что можно сказать, что это по-своему центральное место. Администрация и ДК с кинотеатром выходит на площадь с фонтаном, переименованную в честь Владимира Храброго, удельного серпуховского князя. Молодцы, что переименовали – но в отличие от многих других городов им повезло в том, что есть досоветская история, откуда можно выбрать героя.
А с другой стороны кинотеатра – площадь Славы с вечным огнём, стендами героев, почётых граждан и еще одним муралом (на задней стороне кинотеатра).
Ранее мне не приходилось встречать городские знаки отличия, а как выяснилось – это достаточно распространённая штука.
Сбоку кинотеатра – советская мозаика.
Дальше мой путь лежал в историко-художественный музей, крупнейшую картинную галерею Подмосковья. Судя по всему, это центр музейной жизни Серпухова, и уж если по городу (в продвижение туризма и развлечений?) постоянно развешаны баннеры “Лето в Подмовсковье”, то и на территории музея (бывшего особняка старообрядческой купчихи и фабрикантши Мараевой) есть на что посмотреть – фоторамка с задниками баннеров, самовар.
Вдали видна и конечная цель – старообрядческая церковь. В ее случае самый доступный способ посещения – это как раз музейные объекты, потому что в отличие от РПЦ, старообрядцы закрыты от внешнего мира и чужакам на своей территории не рады. Я был в Рогожской слободе, но внутрь храмов заглянуть не рискнул.
Серпуховской храм характерен высокой сохранностью благодаря тому, что он остался открытым для богослужений и в советское время. Как сказала экскурсовод, когда пошла речь о закрытии, прихожане шантажировали самосожжением, распространенным среди староверов в то время. И церковь оставили.
Конкретно в этой церкви – по сути 3 иконостаса: основной (с теми же правилами, что и в РПЦ) и 2 по бокам (особенность конкретной церкви). Фотографировать нельзя, так что показать нечего. В том числе не виденный ранее механизм передвигаемых подставок для свечей, что дает возможность поставить свечку перед конкретной иконой.
С церковью связано одно противоречие: с одной стороны, экскурсовод говорила, что высокая сохранность связана в том числе с тем, что помещение не отапливалось и резкого перепада температур не было. С другой – музей заявляет о своих планах устроить отопление и экспозицию по старообрядчеству в этом храме (в котором периодически продолжают проходить службы).
Музей с церковью и Высоцкий монастырь поблизости расположены в частном секторе, где люди открыто по-европейски подписываются, кто где живет.
Итого:
благодаря заниженным в прошлые посещения ожиданиям, Серпухов оставил неожиданно положительное впечатление. Несколько невзрачная главная
площадь (у которой по-прежнему имя Ленина) впечатление не испортила. Скорее – более впечатлившая Тула его затмила, и после Тулы остаток не
такой, какой мог бы быть.
Но с другой стороны – фотографий из Серпухова хоть и меньше было, чем из Тулы – но выложил сюда я из Серпухова больше.
Протвино – идеальный советский город
За год, прошедших после визита, детали уже начали стираться из головы. Может быть, причиной отсутствия записи явился не только стресс, связанный с этим городом (я потерял ключи от машины, и нам пришлось дожидаться, пока из дома на такси привезут запасной), но и отсутствие фотографий. И что интересно, и подготовительных файлов-конспектов, куда поехать, ни про соседнюю Тарусу, ни про Протвино не осталось.
Сейчас, при взгляде на карту, вспоминаются советские мозаики на ДК, в соседнем парке с аллеей предпринимателей. Двор из домов, в котором не парковка (как строят сейчас по области), а лес. А у жителей первого этажа – террассы и садики-огородики. Вспомнилась крутая советская детская площадка, с кирпичным мостом и многими другими деталями. Сейчас так уже не делают. Да и вообще, весь город из кирпича – это уже непозволительная по нынешним временам роскошь. В том числе и индивидуальные проекты практически во всём.
Поскольку большую часть жизни я прожил в некогда закрытом (но теперь не получившем статус наукограда) Зеленограде, Протвино мне показался городом, воплотившим изначальную идею по-максимуму.
Да, оба города построены по сути в лесах практически в одно время (Зеленоград – с 1958, Протвино – с 1960 годов).
Но Зеленоград хоть и славен модернистской архитектурой (и в узких кругах – мозаикой со сперматазоидами), всё-таки изначально застраивался хрущёвками (пусть и намеренно четырехэтажными), а не кирпичными домами. И безлесных пространств в микрорайонах в нём всё-таки больше (что может быть и не однозначно плохо).
Самый известный аналог – Дубна (про которую я тоже не делал запись). В Дубне не только старые микрорайоны в лесах или с необычной архитектурой плюс советские мозаики – но еще ГЭС, канал имени Москвы и Волга (помимо гигантского стула мебельной фабрики, церкви в остроге под Сибирь и других достопримечательностей). Так что не случайно тот же Юрий Дудь так лестно о ней отзывается.
Но если Дубна – самый заметный и примечательный наукоград Московской области, то Протвино – более целостный пример. Возможно, Черноголовка, Фрязино и другие обособленные города – не хуже, но про них ничего сказать не могу.