Тула


В Туле я был один раз по делам в далёком 2006-м году, краем глаза глянул на Кремль, больше ничего особо интересного не заметил. Когда жена ездила в Тулу 3 года назад, я ей компанию решил не составлять: традиционные тульские оружие, самовары и пряники, а также Ясная Поляна Льва Толстого – это не то, что мне традиционно интересно. Контрастом для Тулы был Нижний Новгород, который мы через месяц после ее поездки в Тулу осматривали вместе. Изначально туда я тоже не собирался (потому что уже посещал город ранее), но в процессе подготовки к поездке набрал критическую массу нового и неосмотренного. В Туле же критическая масса набралась в 2018-2019 годах со стремительным изменением города.

“Паровозом” Тульских изменений стал кластер “Октава” с музеем станка, уникальным не только по теме, но и по подаче информации (в итоге – в целом положительное, но неоднозначное впечатление).
Я даже сходил на лекцию в “Октаве”, чего в других городах еще не делал (помимо музеев раньше посещал только выставки и праздники/фестивали).
За ними потянулись и другие пространства – я посетил “Ликёрку лофт” и “Искру”. На душу полумиллионного населения Тулы – это уже больше, чем в Москве (и у меня даже вопрос, смогут ли все они выжить и не закрыться).

Ну а главное – это Казанская набережная у Кремля.
Конечно, чувствуется вдохновение Зарядьем (особенно в случае с “мостами в никуда”).
Но если в Зарядье основные активности – в многочисленных павильонах за деньги или для соцгрупп, то в Туле пошли дальше и сделали бесплатное молодежное пространство непосредственно на набережной (павильонов у них нет).
С художественной экспозицией из местного музея и про историю набережной в 5 веках (с фотографиями, экскурсами и т.д.)

И с крутыми детскими и спортивными площадками (на контрасте с которыми стандартные площадки с соседней стороны Кремлёвской стены смотрятся убого).
И если в Зарядье посетители – это во многом приезжие, то на Тульской набережной – местные.

Помимо набережной сделали свой Арбат из параллельной улицы Металлистов – улицу благоустроили, дома пока отреставрировали не все.
На ней создается музейный квартал – правда, пока ничего такого (если не считать стилизацию ворот под книги Льва Толстого) я не заметил. Филиал музея Куликова поля – пока по-прежнему в модерновом особняке (за деревьями на фотографии перспективы проспекта и колокольни с холма).
Кроме Москвы и Петербурга крутые общественные пространства в России есть в Татарстане, но среди городов рядом с Москвой Тула выбилась в однозначные лидеры.

Еще одна очень крутая вещь – воссоздание колокольни, главной доминанты города.

Бывший губернатор, ранее владевший сетью “Седьмой Континент”, собственным примером агитировал туляков складываться на воссоздание (он пожертвовал 6, всего собрали 99 миллионов).
Но главное не это – а то, насколько качественным получился итоговый результат в короткие сроки.
Пока я не стал рыться в интернете – на основных ресурсах фотографий “в процессе” не нашёл, а вживую это выглядит так, как будто сохранилось с XVIII века.
Что очень удивительно в наше время, когда даже редкие достойные проекты ухудшаются при реализации, не говоря о большинстве недостойных.
Если умеют так качественно воссоздавать утраченные объекты – то реально не понятно, почему так мало воссоздаётся по сравнению с тем, сколько некачественного строится. Неужели это настолько дороже?

Побочным эффектом “рытья” оказалось знание о том, что пространство набережной было ранее занято складами Тульского оружейного завода, и как такового вида на Кремль с воды, которым сейчас гордится Тула, последние 100 лет не было.

Всё это – отличные примеры создания достопримечательностей с нуля, которые достаточно редки для российской провинции. Здесь же можно упомянуть и про модель центра города из металла – в Европе этим никого не удивишь (там еще и для слепых всё продублировано), но в России такое я сходу и не припомню.

Что еще касается церквей – в центре городе их осталось достаточно много, причем много необычных, плюс строятся новые, старые продолжают реставрироваться. Концентрация и необычность показались удивительной для промышленной Тулы, которая у меня с церквями никогда не ассоциировалась.

2 месяца назад я сетовал, что в Питере нет удобного автоматического проката электротранспорта.
В Туле он тоже только “ручной” – но людей на электросамокатах было немало, они бросались в глаза. А в “Ликёрке” – так вообще бесплатный прокат инвентаря.

Конечно, в городе еще немало проблем – вот, например, прямо над моделью Тулы, аварийный балкон того гляди и упадёт.

Но тем не менее – город активно развивается, хорошеет, прямо как Москва при Сергее Собянине :)
В связи с этим реально интересно, что будет с городом через 5-10 лет, продолжится ли начатое и во что в итоге город преобразится.

Оставить комментарий

Войти с помощью: