Уже давно для меня главные вещи – это дело и семья (есть еще личное развитие, деньги и связанные с ними вопросы – но они для меня либо входят в понятие дела, либо подчиняются ему).
А есть еще тема друзей, которая всегда была не высшего приоритета, но давно остается актуальной (иначе бы я ее не поднимал раньше) и болезненной.
Я сомневался, рассказывать ли в недавнем разговоре то, что рассказал – но в итоге перевел разговор на тему такой казалось бы простой, но при этом сложной штуки, как дружба.
И – словил неожиданное открытие.
В нашем зрелом возрасте словить его про какую-то общечеловеческую вещь – большая редкость.
Но Alfiya Muhametova сумела меня удивить.
Ну, допустим, “любить друзей” еще можно списать на разницу в терминологии (потому мне и не нравятся слова “любовь” и “любить”, потому что все под ними подразумевают разное).
Но то, что друзья, оказывается, могут явно проговаривать правила дружбы и нормы своих отношений – это прям снос башки.
Почему, ведь это же совсем несложно, хоть и скучно?
Почему мысль о таком занудном занятии удивляет меня – того, кого столько раз в жизни называли занудой?
Во-первых – потому что все полагаются на общепринятые нормы – которые на деле могут не быть приняты у твоего друга.
Пример: кто-то считает общепринятой нормой не брать телефон, когда неудобно, и перезванивать после этого.
Но другие, например: брать телефон всегда (даже когда неудобно – и обрушивать гнев от неудобства на собеседника) или не перезванивать на пропущенные (и совсем не по причине неуважения).
Во-вторых – потому что дружба в современных обществах ни во что не ставится, в отличие от романтических отношений.
Но в России если даже в семьях многие неохотно относятся к обсуждению условий из брачного договора – то в отношении дружбы непроговаривание еще более распространено.
По следам разговора бросился переслушивать главу из книги We Learn Nothing (автор – Tim Kreider) про окончание дружбы.
Там сформулировано лучше: ценность дружбы – в ее добровольном и вроде бы ни к чему не обязывающем характере.
Видимо, поэтому никто ничего и не обсуждает.
Хотя понятно, что у каждого человека – свои понятия о том, что/какие действия отличают друзей от не-друзей: и тут мы незаметно попадаем в ловушку собственных ожиданий, что если это друг – значит он должен поступать так.
Но формально – всё добровольно, поэтому когда человек выходит из дружбы – обычно другие об этом не в курсе.
И если с романтическими отношениями “тихий уход” обычно бывает, когда вы мало времени провели вместе – то в дружбе “переломный момент” чаще всего не понятен другому.
Если вспомнить моих многочисленных бывших друзей – только в одном случае мой бывший друг обиделся, послал меня и ушёл. Про всех остальных – я так и не понял.
А продолжение добровольности дружбы и того, что она ни во что не ставится – стигматизация переживаний по поводу дружбы.
“Если ты скажешь, что переживаешь из-за ухода романтического партнера – все тебя поймут, если переживаешь из-за окончания дружбы – будешь выглядеть ребенком. Хотя с другом связь зачастую глубже (хоть и не сильнее)”.
Какой вывод из этого не очень структурированного потока мыслей?
Год назад я писал про чаты в мессенджерах как спасение человечества.
И что основная причина конфликтов в дружбе – по поводу уделяемого друг другу времени.
Я уже забыл, какая у меня была после этого претензия к чатам – но теперь хоть понятно, какой может быть альтернативный подход, чтобы дружба не отваливалась.
А именно – не только ценить отношения и осознавать хрупкость (потому что продолжение дружбы – не само собой разумеющееся), но и – находить общий язык в таком неуклюжем моменте, как понимание дружбы, со своими друзьями.
Вообще разговор еще шёл про гибкость и готовность принимать друзей с теми недостатками, которые им присущи – но здесь мне добавить нечего.
Ну да, я был не очень гибок по отношению к своим друзьям.
Но повышение гибкости – сложный и не очень понятный для меня процесс: как из всего того, что мне не нравится в людях, согласиться, что вот эту вещь я буду принимать, а все остальные – не буду (потому что невозможно перестать все недостатки считать таковыми – со всем миром дружить всё равно невозможно, а фон неприемлемого, на котором твои друзья будут выделяться в лучшую сторону, всё равно должен оставаться).
p.s. Книгу в целом – рекомендовать не стану, интересными мне показались только 2 главы.