Узбекистан: общие впечатления

Поездка в Узбекистан, несомненно, самая необычная в моей жизни. Хотя бы потому, что это единственная страна, в которую я брал билет в один конец и не знал, через сколько вернусь. При этом от принятия решения до выхода из дома прошло около 4 часов – собирался в спешке.

Кроме того, получилось, что по стране я проехал порядка 2000 км – от Ферганы до Бухары и обратно до киргизской границы со стороны Андижана.
По карте гораздо меньше – но нужно объезжать Таджикистан и немного Казахстан – такие вот премудрости нарезания границ.
Понял, что это почти рекорд – больше я проехал только в 2 захода по Белоруссии.

Я вообще не был уверен, доберусь ли до фиксирования своих заметок, потому что в период войны писать совсем ни о чем не хотелось и всякие мещанские заметки кажутся неуместными. Прошло не 2 года, как в случае с Амстердамским югом, но 2 месяца, и я выбрался в мае зафиксировать то, что не написал в ФБ по горячим следам в марте. Хотя и сейчас не уверен, что запишу всё, что собирался.

Россия и Узбекистан

  1. Узбекистан – это пример “мягкой силы”, “русского мира здорового человека”, когда в него входят добровольно
    Никто не заставлял их использовать термины ИНН, ККМ, показывать в кинотеатрах фильмы на русском языке и т.д. Страна не входит в пророссийский ЕАЭС, но тем не менее про-русскоязычная.
  2. В чем-то Ташкент и весь Узбекистан более отсталые, чем Москва и Россия – а в чем-то и нет.
    Взять, допустим, дороги – бетонные блоки используются как каменные заграждения, и в результате встречные полосы чаще разделены ими, чем в России. Те же блоки используются на обочинах спусков и подъемов – тоже плюс по сравнению с Россией.
    Или – дороги железные.
    Из-за географических особенностей узбекам пришлось строить новых железных дорог больше, чем в остальных странах бывшего СССР – иначе Ферганская долина так и оставалась бы изолированной от общегосударственной сети.
    Но это всё равно не объясняет, почему в Узбекистане отдельную высокоскоростную магистраль построили, а в России – пока так и нет.
    Да и ладно скоростные – когда в последний день нужно было ехать через перевал в Андижан, а там был риск схода лавин – пришлось искать альтернативы, и варианту ехать через Таджикистан я предпочел обычный нескоростной поезд.
    Купил билет в дешевый вагон – но он и по 3 местам в ряд вместо 4, и по местам для ног оказался более приятным, чем Сапсан (в узбекском фирменном поезде Шарк – тоже 4 места в ряду).
    Но при этом в поезде был прикол с людьми, едущими стоя – в прошлый раз такое видел в каньоне Колька в Перу. Возможно, это была разовая акция в связи с закрытыми авторогами. Но как и в Перу, безбилетники садились на свободные места, когда они освождались, и перемещались с них, когда они снова становились заняты, разве что места в вагоне больше, чем в автобусе.
  3. Продукты в Ташкенте не дешевле, чем в Москве, а пока в Москве не кончились запасы по старым ценам – так и вообще дороже. В провинции если и дешевле, то не сильно.
  4. Безопасность – видел на федеральной трассе голосующего одиного мальчика лет 8. У нас такое сложно представить, а здесь или в Армении – пожалуйста.
  5. Чистоплотность – мусульманская культура подмывания способствует тому, что общественные туалеты сильно чище, чем в России.

Интересные особенности

  • на вокзалы и поезда пускают только с билетами, поэтому все толпы встречающих и провожающих – за забором. Прилетал в Фергану, там скромный терминал, где туалет по прилету после прохождения паспортного контроля – по красному коридору. Но в нем никого нет, и когда идешь по нему – никто не шевелится, по умолчанию понятно, что ты не в город идешь, а в туалет. Да и вообще не уверен, что там был таможенник. Ковидные сертификаты, из-за отсутствия которых не хотят сажать в самолет в России, никто не проверял.
  • в тракторах массово заменяют два маленьких передних колеса на одно. Для маневренности?
  • по дороге постоянно видел кучу аистов. То на каждом столбе у них гнездо, то на одном – сразу 3 гнезда,
  • Снег – аттракцион, ради которого семьи специально ездят в горы. Мне говорили, что в 70-80-е годы в Самарканде регулярно выпадал и таял снег – сейчас его совсем не стало,

 

Оканье

Да, они действительно окают, как на Верхней Волге, и все эти Андижон, Маргилон, Бухоро – не выдумка.
Встречались мне вывески как “чой”чайхана”

Общие впечатления от узбеков в контексте войн

Когда на территории некогда общей нашей страны идет война – конечно, невозможно оставаться в стороне от этой темы.

Узбеки хотя и миролюбивые – но за Путина, и противоречия они никакого не видят.
Альтернативного телевидению источника информации о России у них нет – поэтому в той или иной степени они подвержены пропаганде и винят в развязывании войны американцев.

Когда предлагавшую мне свои услуги эскурсовода в Самарканде я спросил, верит ли она всему, что говорят по ТВ – ее удивление, что там могут обманывать или говорить неправду, мне показалось вполне искренним. “Мы молимся, чтобы всё это поскорее закончилось”, сказала она, но за Путина.

Также надо понимать, что Узбекистан граничит с Афганистаном, и афганцев они реально боятся.
Хозяйка гостевого дома в Самарканде рассказывала, что отменяла брони афганцев – они слишком другие и непонятной культуры, а ее коллега из Бухары – что не верит в армию, потому что они как раз (в отличие от украинцев) разбегутся кто куда, как только что начнется. И приводил пример, как со взрывами на артиллерийских складах городское руководство сразу бежало.

Оставить комментарий

Войти с помощью: