Поездка в Узбекистан, несомненно, самая необычная в моей жизни. Хотя бы потому, что это единственная страна, в которую я брал билет в один конец и не знал, через сколько вернусь. При этом от принятия решения до выхода из дома прошло около 4 часов – собирался в спешке.
Кроме того, получилось, что по стране я проехал порядка 2000 км – от Ферганы до Бухары и обратно до киргизской границы со стороны Андижана.
По прямой гораздо меньше – но нужно объезжать Таджикистан и немного Казахстан – такие вот премудрости нарезания границ.
Понял, что это почти рекорд – больше я проехал только в 2 захода по Белоруссии.
Я вообще не был уверен, доберусь ли до фиксирования своих заметок, потому что в период войны писать совсем ни о чем не хотелось и всякие мещанские заметки кажутся неуместными. Прошло не 2 года, как в случае с Амстердамским югом, но 2 месяца, и я выбрался в мае зафиксировать то, что не написал в ФБ по горячим следам в марте. Хотя и сейчас не уверен, что запишу всё, что собирался.
Россия и Узбекистан
- Узбекистан – это пример “мягкой силы”, “русского мира здорового человека”, когда в него входят добровольно
Никто не заставлял их использовать термины ИНН, ККМ, показывать в кинотеатрах фильмы на русском языке и т.д. Страна не входит в пророссийский ЕАЭС, но тем не менее про-русскоязычная. - В чем-то Ташкент и весь Узбекистан более отсталые, чем Москва и Россия – а в чем-то и нет.
Взять, допустим, дороги – бетонные блоки используются как каменные заграждения, и в результате встречные полосы чаще разделены ими, чем в России. Те же блоки используются на обочинах спусков и подъемов – тоже плюс по сравнению с Россией.
Или – дороги железные.
Из-за географических особенностей узбекам пришлось строить новых железных дорог больше, чем в остальных странах бывшего СССР – иначе Ферганская долина так и оставалась бы изолированной от общегосударственной сети.
Но это всё равно не объясняет, почему в Узбекистане отдельную высокоскоростную магистраль построили, а в России – пока так и нет.
Да и ладно скоростные – когда в последний день нужно было ехать через перевал в Андижан, а там был риск схода лавин – пришлось искать альтернативы, и варианту ехать через Таджикистан я предпочел обычный нескоростной поезд.
Купил билет в дешевый вагон – но он и по 3 местам в ряд вместо 4, и по местам для ног оказался более приятным, чем Сапсан (в узбекском фирменном поезде Шарк – тоже 4 места в ряду).
Но при этом в поезде был прикол с людьми, едущими стоя – в прошлый раз такое видел в каньоне Колька в Перу. Возможно, это была разовая акция в связи с закрытыми авторогами. Но как и в Перу, безбилетники садились на свободные места, когда они освождались, и перемещались с них, когда они снова становились заняты, разве что места в вагоне больше, чем в автобусе. - Продукты в Ташкенте не дешевле, чем в Москве, а пока в Москве не кончились запасы по старым ценам – так и вообще дороже. В провинции если и дешевле, то не сильно.
- Безопасность – видел на федеральной трассе голосующего одиного мальчика лет 8. У нас такое сложно представить, а здесь или в Армении – пожалуйста.
- Чистоплотность – мусульманская культура подмывания способствует тому, что общественные туалеты сильно чище, чем в России.
Интересные особенности
- В продолжение темы мусульманской культуры – в объявлениях о краткосрочном размещении постоянно встречается термин “ЗАГС”, который либо требуется, либо не требуется. Это означает, что многие не селят неженатые пары, потому что внебрачный секс не приветствуется,
- на вокзалы и поезда пускают только с билетами, поэтому все толпы встречающих и провожающих – за забором. Прилетал в Фергану, там скромный терминал, где туалет по прилету после прохождения паспортного контроля – по красному коридору. Но в нем никого нет, и когда идешь по нему – никто не шевелится, по умолчанию понятно, что ты не в город идешь, а в туалет. Да и вообще не уверен, что там был таможенник. Ковидные сертификаты, из-за отсутствия которых не хотят сажать в самолет в России, никто не проверял.
- в тракторах массово заменяют два маленьких передних колеса на одно. Для маневренности?
- по дороге постоянно видел кучу аистов. То на каждом столбе у них гнездо, то на одном – сразу 3 гнезда,
- Снег – аттракцион, ради которого семьи специально ездят в горы. Мне говорили, что в 70-80-е годы в Самарканде регулярно выпадал и таял снег – сейчас его совсем не стало,
- Культурной особенностью, которую мне довелось застать, стали похороны. Мы ехали по узким улицам квартала (махалли) у кладбища, как вел нас навигатор, но попали в пробку. Таксист понятное дело нервничал (и я бы на его месте – тоже), но когда дошло до людей – обратил мое внимание на женщин, одетых в белый цвет (это значит, что хоронят женщину), и подпоясанных мужчин – это значит, что они родственники умершей.
Оканье и еда
Да, они действительно окают, как на Верхней Волге, и все эти Андижон, Маргилон, Бухоро – не выдумка.
Встречались мне вывески как “чойхона”, так и “чайхана”.
Собственно, за короткое пребывания из массива остальных выделились и запомнились 5 узбекских слова, оканчивающихся на -xona: помимо choyxona это еще oshxona (столовая, буквально “дом плова”), mexmonhona (гостиница), dorixona (аптека) и xojatxona (туалет).
К слову об ошхонах – в них довелось обедать во всех городах, где я был больше суток (Самарканд, Бухара, Ташкент), и у них свои особенности. Главная – возможен только обед, правильные ошхоны (по-русски их называют центрами плова) работают только до 15, вечером есть плов не принято.
Вообще по-разному, но обычно к плову полагается комплимент в виде стереотипных чая и лепешек.
В одном из центров довелось увидеть специальный стол на низких ножках, за которым едят руками и сидя на полу (в том случае – на возвышении).
И это не туристический аттракцион – более богатые туристы скорее будут платить за плов в кафе с хорошим интерьером и удобствами, а ошхона – это скорее дешево и сердито, поэтому автобус туристов будет скорее из местных, чем из иностранцев.
Каримов и Мирзиёев
Несколько раз интересовался, стало ли лучше или хуже жить с новым президентом.
Прямого ответа не получил – но при этом был интересный ответ “При Каримове мы вообще на эту тему говорить не могли – а сейчас спокойно можем” = “стало свободнее”.
Также прозвучало, что страна стала более открытой для туристов.
Общие впечатления от узбеков в контексте войн
Когда на территории некогда общей нашей страны идет война – конечно, невозможно оставаться в стороне от этой темы.
Узбеки хотя и миролюбивые – но за Путина, и противоречия они никакого не видят.
Альтернативного телевидению источника информации о России у них нет – поэтому в той или иной степени они подвержены пропаганде и винят в развязывании войны американцев.
Когда предлагавшую мне свои услуги эскурсовода в Самарканде я спросил, верит ли она всему, что говорят по ТВ – ее удивление, что там могут обманывать или говорить неправду, мне показалось вполне искренним. “Мы молимся, чтобы всё это поскорее закончилось”, сказала она, но за Путина.
Также надо понимать, что Узбекистан граничит с Афганистаном, и афганцев они реально боятся.
Хозяйка гостевого дома в Самарканде рассказывала, что отменяла брони афганцев – они слишком другие и непонятной культуры, а ее коллега из Бухары – что не верит в армию, потому что они как раз (в отличие от украинцев) разбегутся кто куда, как только что начнется. И приводил пример, как со взрывами на артиллерийских складах городское руководство сразу бежало.