Моих почти 2 десятка часов, которые я провел в Лондоне, явно недостаточно, чтобы написать подробный маршрут, поэтому ограничусь именно “маршрутом на 1 день”.
Почему это особенно актуально?
Таможенные правила Соединенного Королевства гласят: граждане России на усмотрение офицера на границе могут находиться транзитом на территории Чопорной Британии до 24 часов без визы. (меня пускать не хотели, но было не понятно, что дальше со мной делать, а билет у меня не из, а в Россию, так что нехотя дали мне возможность самостоятельно посодействовать в депортации на нашу эмигрантоопасную родину).
В принципе, в районе Сити Лондона (City of London) обозначен такой однодневный маршрут (heritage walk) – другое дело, что в Сити Вестминстера (другая историческая часть центра, тоже являющаяся Сити – City of Westminster) его нет. Да и я бы его скорректировал.
Общие принципы такие:
1. в музеи не заходим,
2. в храмы заходим только в самые крупные, во время служб, когда это бесплатно. Мне повезло попасть на время служб во все 3 самые крупные храмы.
3. Обзорные точки (башня Westminster Cathedral, the Monument) либо проходим по ходу маршрута, либо оставляем на темное время суток (London Eye).
Ходить маршрут можно в одну, а можно в другую сторону, без разницы.
Лондонская особенность: подсветка зданий хромает, поэтому в темное время суток нужно либо уповать на Фотошоп в своем мозге (который сам добавит яркости картинке), либо не ходить.
Как добраться в город из аэропортов ночью: автобусы National Express ходят круглые сутки, в самые ночные часы – с промежутком в полчаса.
EasyBus (как минимум из Станстеда) – тоже, но найти их оказалось непонятно где, и лично у меня забронировать билет на него через интернет не получилось (то есть видимо все ночные рейсы были уже полностью забронированы). Так что поехал я через National Express.
Если вы отправляетесь из разных аэропортов, багаж можно оставить на железнодорожных станциях. Ящики с ключами – остались в прошлом, теперь там заведует сервис Lost baggage, который работает с 7 до полуночи на основных вокзалах.
Итак, маршрут.
Самая западная его точка – National History Museum (станция метро South Kensigton) в стиле викторианского возрождения готики. Ее я помню с помощью внутреннего Фотошопа как красивое здание, которое в принципе наверное не стоит осмотра ради осмотра, потому что готики за 1 день будет предостаточно, и покрасивше.
Соседним Science museum и Victoria&Albert museum мой внутренний Фотошоп не помог. Рядом, на Prince Consort Road находятся красивые здания Royal College of Music и своеобразная Holy Trinity Church, South Kensington (подобной готики я больше не встречал). Эта часть подходит для заполнения интересом темного утра, если всё равно не спится при возвращении из восточной страны.
Поскольку вокзал, на который я попал ранним утром с целью сдать багаж – это Victoria, то места для раннего утра я искал рядом с ним.
Рядом с Victoria также можно попробовать пойти в сторону Wellington Arch – симпатичная площадь с арками и скульптурами, соединяющаяя Hyde Park, Green Park и Buckingham Palace Garden. Сам дворец без лучей света эмоций скорее всего не вызовет.
А прямо напротив вокзала Victoria – приятное глазу (и хорошо подсвеченное ночью!) здание в… угадайте, каком стиле? Victoria palace theatre Неужели в викторианском?
Первый “настоящий” пункт машрута от Victoria – это католический Westminster Cathedral, неовизантийский стиль. Богат не только основной внутренней отделкой, но и приделами по бокам. Службы проводятся часто, в основном зале.
C 9 до 17:30 по будням и до 18 по выходным работает вход на 64-метровую башню.
У католиков все бесплатно, но за пожертвования, и постоянно висят напоминания, что на поддержание работы собора тратится от 3 до 5 тысяч фунтов в день. Интересно, на что?!
Далее – англиканский Westminster Abbey, неоготика. Находится на реконструкции, но всё равно очень познавательно. Службы могут проходить в маленьком подвальчике , всё равно весь он не заполнен. Мою белую загорелую рожу после службы вычислила монахиня и поинтересовалась, откуда это я такой да в красной шапочке, да что делаю в Лондоне. Пожелала приятного пребывания.
В качестве особенности службы можно отметить то, что самолеты из Heathrow взлетают прямо над центром города, и когда воцаряется тишина, ее вполне бесцеремонно может нарушить самолет.
House of Parliament (Palace of Westminster), Big Ben. Викторианская готика, готичнее не бывает. Причем, большое видится на расстоянии, и поход на ближайший Westminster bridge этому оценке масштаба не помогает. Понимание приходит с двух соседних мостов или набережных в том районе, или с London Eye.
Далее – идем в сторону Trafalgar square, проходим Treasury, Foreign&Commonwealth office, Banqurnig House и сворачиваем налево (на запад) к Horse Guards. Проходим на пешеходную площадь Horse Guards Parade, где проходят конные парады, в сторону St. James’s Park. Парк тоже желательно некоторое время заценить, потому что лондонские парки – особенные, и это чувствуется даже в дождь.
Затем – можно подняться по лестнице к Waterloo place, можно – через The Admirality Citadel и Admirality Arch попасть на Trafalgar square и National Gallery. В дождь – не очень примечательное место.
Следующий пункт – Picadilly circus, очень живописная площадь, во многом благодаря перспективе изогнутой Shaftsbury avenue. Советую также спуститься вниз к станции метро и оценить круглый подземный зал.
Shaftsbury avenue зовет нас в Soho. Давать советы по этому району не буду, предлагаю довериться интуиции. Soho приятен тем, что в первой половине дня по его узкие улочки практически пешеходные, а архитектурное разнообразие будет поражать воображение.
Ориентиры для продолжения прогулки – Cambridge circus и Chinatown.
Cambridge circus – перекресток восьми дорог, в чем он переплевывает соседний Seven dials, находящийся в лесах, и он более домашний, чем огромный сосед Picadilly circus.
Chinatown – не такой, как в азиатских городах, ранним утром никто не разбудит началом рабочего дня. Gerrard street становится пешеходной в 12 дня, но в 10 утра этого еще ничто не предвещает.
Рядом находится Leicester square, но она на реконструкции.
После этого путь лежит к кварталу London school of economics. Особых примечательностей на этом пути, кроме оперного театра, нет, но City of Westminster настолько прекрасен в своих мелочах, что каждый выберет себе дорогу по душе.
Изогнутый Aldwych кажется привлекательным на фотографии, но не таким вживую – разве что полупросвечивающимися базиликами по своей оси.
LSE приятен пешеходными кварталами и выходом к Lincoln’s Inn fields и одноименному зданию.
Если от полей пройти на юг, не только придешь к готическим Royal Courts of Justice, но и ко входу во двор напротив под названием New square.
С восточного бока Royal Court of Justice советую заглянуть в The Maughan Library в Kings College London c примечательной отделкой (на фотографии не видно).
А с южного – квартал Temple, который примечателен больше не собственно храмом, а своими переулочками и двориками. Можно сказать, это один старых городов.
Маршрут продолжается у St. Paul’s Cathedral. Вход, опять же платный, но есть утренние, дневные и вечерние службы. Обратите внимание на подвалы, в дырках в полу есть на что посмотреть.
Рядом с собором – информационный киоск City of London и дорога к Millenium bridge.
Я же предлагаю продолжить путь вглубь Сити, по Cannon street, где у станции Mansion house ждет прекрасное остроугольное здание неочевидного предназначения.
После него – сворачиваем на север, к The Guildhall c пешеходной площадью перед ним, и St. Lawrence Jewry, где в обеденный перерыв проводятся музыкальные программы.
Маршрут продожается у банка Англии, где на площади над станцией Bank (почему хрен найдешь, как она называется?) расположены интересные информационные доски о площади. И лондонский офис ВТБ.
Можно погулять по узким (и иногда пустынным) переулочкам City of London, а можно сразу направиться к Tower.
На пути можно завернуть к The Monument, на верхушке которого также работает обзорная площадка (с 9 до 17:30, на вход до 17).
Tower - это не только мост и крепость, но и мемориальный сад, обзорная площадка на Tower Hill, солнечные часы с историей Лондона по годам, Trinity House и All Hallows church неподалеку. А также неочевидные крепостные стены римских времен.
А на другой стороне реки – крейсер-музей (не Аврора) Белфаст, Southwark Cathedral и здание фабрики с музеем Tate modern внутри.
Весь маршрут, если постараться, можно успеть в летний световой день с двумя перерывами на перекусить, а если зимнее утро начать с соборов и служб – успеть до зимнего заката.
London Eye работает с 10 до 20:30, в июле и августе – до 21:30.
Общественный транспорт
Маршрут по большей части пешеходный, но в некоторых случаях можно использовать и Underground, которое от московского отличается большим временем ожидания поездов.
Самый выгодный по деньгам способ оплаты проезда – это карточка Oyster, с помощью которой можно положить фиксированную сумму для безлимитного дневного проезда по центру Лондона на метро и автобусах и не беспокоиться о ценах.
Сумма будет списываться по мере поездок, и если оплаченный лимит вы не откатали, можно его вернуть.
Правда, сама карточка не бесплатная, поэтому выгодно ли будет ее покупать на один день – вопрос сомнительный.
Но разовые поездки в любом случае сильно дороже, чем по карточке.
Почему в списке нет обзорного автобусного тура по Лондону?
На мой взгляд, город Лондон прекрасен именно прогулками по его достопримечательностям, в том числе спонтанными.
Оплатив безлимитный проезд по центру, я лишь один раз воспользовался автобусом и один раз метро для возврата к исходной станции.
Когда не знаешь, куда завернешь через минуту, ждать ближайшей остановки, чтобы вернуться к тому, что заинтересовало, не быстрее по времени, чем пройти пешком.
Но если времени на Лондон совсем мало (5-6 часов), то автобусный тур – лучшее решение.
Этот отчет – всё-таки для чуть более обстоятельного знакомства с городом.
Еда
Вкусно, быстро, недорого и полезно (неужели правда можно это совместить?) можно сделать в сети здорового питания Pret-a-Manger (последнее слово – это не “менеджер”, а “кормушка”). Здоровой пищей против Фастфуда по Фастфудовской же концепции – получилось оригинально. Встречаются не повсеместно, но штук 7 заведений по пути встретились. Можно ориентироваться по аппетиту, а не садиться в ближайшее, потому что дальше по дороге будут еще.
Все фотографии взяты из Википедии. В результате отчет получился таким светлым.
1 Trackback