XVII век считается золотым для Ярославля. Страна оправлялась от Смуты, до “окна в Европу” дело еще не дошло, и вторым по размеру после Москвы-столицы стал Ярославов город, стоящий на пересечении Волги с торговым путём из Москвы в Архангельск (через который уже тогда торговали с Россией англичане).
В те времена построить церковь было хорошим средством отметиться для государства, поэтому неудивительно, что все основные шедевры были созданы именно в в XVII веке.
Но сначала был построен Собор Спаса Преображения в одноименном монастыре (1505-1516), территория которого отдана под музей. В дождливую погоду туда пускают, несмотря на бумажные заверения – и видимо именно поэтому сохранность фресок там на достаточно низком уровне, по сравнению с более поздними постройками. Хотя там встречается не только слой XVII века, но и рисунки XIX столетия.
Следующей по времени постройки среди сохранившихся церквей была Церковь Николы Надеина (Николая Чудотворца, 1620-22) на высоком правом берегу Волги на средства купца Надея Свешникова (от него так и называется).
После постройки неоднократно перестраивалась. Вот как она выглядела изначально.
Примечательна роспись середины XVII века, своей необычностью запоминается сцена всемирного потопа в северо-восточном приделе
Там же – сцены из жизни Адама и Евы
Но больше меня впечатлил барочный иконостас, сделанный в XVIII веке на средства (по другим данным – по рисунку) основателя первого российского театра Федора Волкова, прихожанина храма.
А в алтаре виднеется покосившийся шпиль.
В советское время церковь была загорожена от набережной высокими (для исторического центра Ярославля) новостройками.
Рядом расположена Церковь Рождества Христова (1635-1644), также рядом с Волгой, также закрытая от берега новостройками. Построена на средства купцов Назарьевых-Гурьевых.
Они оставили о себе память даже в стеновых росписях, чем немало разгневали церковнослужителей.
Это – первый храм Ярославля, где были применены изразцы, в данном случае – “муравленые”, покрытые зеленой глазурью (конкретно эти, как оказалось, не оригинальные – а вставленные при реставрации)
А еще в храме есть изразцовая летопись, которую я проглядел.
Зато нельзя не увидеть барочный иконостас XVIII века с фигурами ангелов
В двух шагах – церковь-колокольня Гурия, Самона и Авива, которая с основной церковью была соединена переходом.
Церковь Илии Пророка (1647-1650) стала после екатерининской перепланировки градостроительной доминантой. В ее оформлении изразцы используются уже достаточно широко: и в центральном крыльце, и не только.
На Троицу можно наблюдать в храме березовые ветки.
Храм (в отличие от других музейных) находится в совместном ведении музея и церкви, и поэтому вход на службу наверняка бесплатный (как в Лондоне – только там цены на порядок дороже).
А вообще интересно, как соотносятся библейские ценности с повсеместным варварством по отношению к природе на Троицу?
Примечательны также богато отделанные престолы в основном храме
В юго-западном приделе – икона на греческом.
И подобный женский образ – тоже очень нехарактерен для русской иконописи.
Ночная подсветка храма особенно красива, но лично застать ее в погожий летний вечер почему-то не удалось.
Автор samous
Строители Церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи (1671-1687) нарушили традицию и вместо шатров разместили пятиглавия – в результате получилась 15-главая церковь вместо 5-главой с 2 шатрами.
Церковь является самой богатой в Ярославле на храмовую роспись. Количество деталей при попытке охватить “общую картину” просто поражает.
Общая особенность, которую можно отметить в росписи ярославских церквей – большое число строений различных архитектурных стилей, которые изображены на сценах. Уже в соседнем Ростове такого нет, и библейские сюжеты расписываются стандартно.
Своеобразные ощущения вызывает сцена, где святой мечом отрубает голову несвятому.
Обратите внимание на ноги, на которых изображены разнообразные узоры.
В росписи остальных храмов ноги героев либо прикрыты, либо расписаны не так мультяшно.
Во внешнем убранстве изразцы просто царствуют.
Колокольня, чем-то напоминающая колокольню Новодевичьего монастыря (московское/нарышкинское барокко), была построена век спустя.
Что почём
Вход в церковь Илии Пророка и Собор Спаса Преображения стоит 70 рублей, школьный – 40, в остальные церкви – 50 и 20, фотосъемка – 100 рублей. Студентам, как ни странно, бесплатно: то есть дешевле, чем школьникам.
1 Trackback