Я был предупрежден, что египтяне – довольно гнилая нация, пытающаяся содрать с тебя вознаграждение (бакшиш) по поводу и без повода, но масштаб всё равно оказался удивительным.
Особенно после того, как продавец сим-карты в аэропорту на русском языке объяснил, как общественным транспортом добраться до города.
Первый мой опыт оказался скомканным для арабчика.
Поймав меня у конца шоссе Гиза-Пирамиды, он посоветовал мне ехать к входу у Сфинкса.
Там он провел меня в какую-то комнатушку, где мне обещали показать пирамиды по высшему разряду.
Обстановка и так вызывала недоверие, а местный еще и спалился своим наивным “это всё – моё”, и я ушел восвояси.
Впрочем, в той степи все наперечет говорили, что идти пешком – невероятно далеко, и без верблюда или лошади мне никак не обойтись.
Если не считать адски доброжелательного мальчика с двумя лошадками, дело продолжилось после 16, когда все культурные заведения резко закрываются.
У мечетей Хассана и меня выцепил один дружище, пообещавший показать одну мечеть, которая в это позднее время открыта, и помочь попасть наверх на минарет. Дальше к делу присоединился его брат, который неплохо говорит по-русски. Он повел меня по улочкам исламского Каира, а я еще не понимал, что неговоренность о цене вовсе не означает, что услуга будет бесплатной.
После пожертвования в фонд мечети и окончания обзора он, ничтоже сумняшеся, попросил “закончить все наши дела”, призрачно намекая на бакшиш, но словно боясь произнести слово вслух.
Он поймал меня исключительно на том, что неплохо знал русский язык. Ну что ж, решил я, и не желая платить еще и ему, я начал психологические игры.
Первая: “ты договаривался о цене изначально? Нет – ну а какие ко мне тогда вопросы?”
Большинство египтян не смогут внятно ответить на это и по-английски, он же ответил по-русски: “Ой, да ладно из себя дурачка-то строить, сам всё прекрасно понимаешь, что это не бесплатно, не маленький уже, взрослый”.
Вторая игра: “твой бакшиш – в невыданной сдаче за пожертвования. Ведь ты же тоже делаешь пожертвования, правда”. Парирована “когда у меня есть деньги, тогда жертвую, но не сейчас”.
Дело затягивалось, я находился один в незнакомом иностранном квартале, и под разговоры о том, что Мерседес на мое пожертвование он не купит, я решил сдаться.
Покоробило меня то, что настоятель мечети, видя момент расплаты, попросил бакшиш еще и себе, хотя сам до этого получил пожертвование в фонд.
Отыграться на своем поражении я смог пару часами позже.
Подойдя к банкомату-обменнику, я обнаружил, что тот не работал – и рядом вырос желающий помочь мне египтянин.
Первое, что я сказал ему: “No bakshish”, и он согласился.
Его план был другой – он повел меня в магазин эссенций и рассчитывал, что я что-нибудь там куплю.
Попросил меня написать что-нибудь на родном языке ему в журнал – и я написал всё, что думаю, без прикрас.
Начал угощать меня чаем, на что я ответил, что времени у меня в обрез, мне нужен обменник.
ОК, тот понял, что с меня ничего не стрясешь – и повел в обменник.
Там мне поменяли деньги (похоже что – чуть больше заявленного на стене курса, но я не стал придираться).
И перед тем, как разойтись, он радостно воскликнул: “Bakshih?”
На что я спокойно ответил ему: “No, you told me yourself – no bakshih” и попрощался.
1 Trackback